sistematiziruju (sistematiziruju) wrote in new_rabochy,
sistematiziruju
sistematiziruju
new_rabochy

Category:

Наживка или забота? Смотря в чьих руках!

Речь в этой статье пойдет о натурально-денежном общедоступном пособии каждому гражданину. Одни пишут о преимущественно денежном пособии (велфер, БОД), другие предлагают преимущественно натуральное: продуктовый паёк, аптечка, учебники, бесплатный доступ к интернету и общественному транспорту, гостиницам, и малая сумма наличными для большей гибкости потребительского выбора. Пособие мыслится как прожиточный минимум, а зарплату люди получат уже сверх него. Такой вот "бесплатный сыр".

Вопреки пословице, бесплатный сыр встречается не только в мышеловках - добрые люди кормят им домашних питомцев. В глазах альтруиста бесплатный сыр - средство заботы о нуждающихся. Но для садиста или эксплуататора бесплатный сыр может быть только средством обмана и грабежа, только наживкой. Возможно как гуманное употребление сыра, так и злоупотребление, все зависит от мотивов правящего субъекта.

Сыр вне мышеловки.

Цель общедоступного натурально-денежного пособия, если вводить его добросовестно, без обмана и злоупотреблений - в том, чтобы устранить бездомность, голод, неграмотность и отчужденный принудительный труд. В период собирательства "натуральный паек" давала людям сама природа, в форме дикорастущих плодов и кореньев. Поскольку флора это синтез полезных продуктов на молекулярном уровне, у современных фантастов возникают мечты о создании схожей искусственной системы: управляемых человеком микроскопических репликаторах для производства потребительских благ, с бесплатным доступом к этой системе ("Сеть нанотех", и т.д). Пока что это фантастика дальнего прицела, но вспомним, что фантастика указывает путь науке, вспомним как в XX веке сбылись прогнозы Жюля Верна и Альбера Робиды. В древнем Риме бесплатные хлебные раздачи - тоже форма натурального пайка - были доступны свободнорожденным беднякам лишь за счет труда рабов, однако Аристотель замечал: "Если бы станки работали сами, рабы были бы не нужны". Автоматизация, роботизация, доступ к неограниченным ресурсам космоса, высокие технологии в сочетании с заботливым и эгалитарным правлением, могут стать базой для бесплатности многих и многих благ, для вытеснения живого труда машинным, избавления от принудиловки. Зять Маркса, известный социалист Поль Лафарг, назвал одну из своих работ "Право на лень", Лев Троцкий призывал в будущем "сбросить главную тяжесть труда на спины металлических рабов". В XX веке люди еще не создали технологических предпосылок для изобильного посттрудового общества. Но в перспективе такие технологии могут быть созданы, об этом убедительно рассказывает, например, Данила Медведев в видеолекции "Экономика изобилия". Естественно, при этом безделье не будет обязательным, как и труд - желающие смогут участвовать в альтруистических и творческих проектах вроде нынешних Линукса, Википедии, сетевого самиздата. Труд и досуг станут добровольным делом, исчезнет нищета и бездомность.

Две мышеловки

Бесплатное пособие может быть и приманкой в ловушках: вместо гуманного употребления - злоупотребление. Таких ловушек я вижу две.

Первая мышеловка - бесплодный реформизм. Представим, что возникает реформистская легальная партия, и провозглашает целью ввести общедоступное пособие или паек - без политической революции, при сохранении у власти нынешних правителей. Эта партия мобилизует обездоленных людей прийти на избирательные участки, канализирует протест бедняков в бесплодное мирное русло выборов и петиций. После чего терпит запланированное кремлевскими политтехнологами поражение на выборах (с их фальсификацией или "сливом"), или проводит в парламент таких депутатов, что предают избирателей - получив думские кресла, ничего не делают для ввода этого пособия. А никаких рычагов, чтобы повлиять на депутатов или отозвать их, у избирателей нет. Последствия будут крайне отрицательны: сперва парламентские иллюзии, а после краха этих ложных надежд, разочарование в самой идее бесплатности.

Вторая мышеловка - профанация до гроша. Пособие вводят, и оно очень быстро обесценивается через инфляцию - монетизация льгот, как мост к их отмене. Если же пособие введут в пайковой, натуральной форме - его сведет на нет низкое качество и мизерное количество продуктов: залежалые крупы, одежда из гнилого сукна, и т.д.

Естественно, в эти ловушки погонят те политики, у которых политическая воля направлена именно к обману и грабежу.

Вопрос о власти

Форма реализации любого проекта зависит от того, кто и для чего реализует - стоят ли у власти антигуманисты или гуманисты. Главные противники добросовестной реализации общедоступного пособия - это реакционные монополисты и сановники с идеологией социал-дарвинизма, ницшеанства, иерархии. Такой настрой и такие идеи возникают у них потому, что к власти и богатству они идут через ожесточенную конкуренцию с другими людьми. Их сформировала эта конкуренция, в ходе борьбы за богатство и власть у них сложились ницшеанские взгляды о необходимости иерархии, жестокости к подчиненным и эксплуатируемым, конкуренции с выжиманием пота из работников и минимизацией трат на их зарплаты. Говоря в терминах Эриха Фромма, у них сложилась садистско-эксплуататорская установка по отношению к людям: не давать ничего даром, требовать от подвластных максимум напряжения "за каждый скормленный витамин". Психологический облик таких деятелей исключает применение ими идеи общедоступного пайка на всеобщее благо - только как приманку для роста явки на выборы, или профанацию до трехкопеечной подачки.

А нынешняя система - имитация демократии при реальной власти именно таких людей - выражает именно и только их волю. Поэтому в рамках этой системы, в рамках легализма и реформизма, выборов и петиций, нельзя добиться иного результата чем нужен этой верхушке - обмана и профанации.

Что с оппозицией?

Оппозиционность - вовсе не гарантия от садистско-эксплуататорской психологии. В оппозиции полно людей, у коих сложился такой же комплекс эксплуататора, как и у правящей элиты - просто нет возможности его реализовать. Такие люди идут в коммунистическое движение, мечтая не осчастливить людей, а возглавить будущий вечный ГУЛАГ, с вечной принудиловкой к отчужденной работе. Печально, но таких людей в оппозиции полно. Проходя мимо пасущейся антилопы, такой деятель мечтает запрячь её в повозку, а балерине пристегнуть к ноге динамо-машину. Выжать максимум сил и прибыли из окружающих живых существ. Это тип рабовладельца, буржуя, погонщика людей под маской коммуниста.

Другая препона для идеи общедоступного достойного пайка - комплекс безрадостности, идущий от религии. Блогер Якобинец пишет, что "шведский социализм" многие в России отторгали не потому, что он буржуазен, и не потому что он маскирует капитализм красными флагами, не из ксенофобии к шведам, не из памяти о роли Швеции в мировой войне, а из подсознательного мазохизма: "получать от жизни слишком много радостей и мало страданий греховно". В средние века такой взгляд помогал людям примириться с технической отсталостью, болезнями и голодом, дополняясь верой в загробное воздаяние за земные муки. Сегодня он стал тормозом прогресса.

Схож с ним и подсознательный рыночный подход к жизненным радостям: "все хорошее стоит дорого, халява подозрительна". Жизнь сложнее: огромную радость от созерцания природы можно получить даром - а роскошная яхта или трудоемкое восхождение на Эверест могут никакой радости не дать.

Еще одна препона - возведение развития и выживания в общеобязательный фетиш. "Труд создал человека, безделье может привести к его угасанию, значит оно недопустимо". Это верно, если человек так обосновывает свой личный выбор в пользу труда. Но как только он отправляется принуждать других людей, он перестает быть левым, попирает ногами идею равенства, ставя себя в положение властителя чужих судеб, а остальным отводя роль объектов и винтиков в механизме "развития и выживания". Развитие при этом превращается из средства к людскому счастью в самоценный и бессмысленный Молох. Для гуманиста же другие люди не объекты, а субъекты, и сами имеют право решать, развиваться и выживать им или угасать добровольно. Не королям и фюрерам решать это за них, и надо уважать выбор других людей - даже желающих отправиться в хоспис.

Еще препона - опасение, что освобожденные бесплатным пайком от работы люди предадутся алкоголизму, хулиганству и наркомании. Если вокруг много безвредных развлечений вроде танцев и компьютерных игр, телепередач, спорта, путешествий, библиотек, клубов по интересам - алкоголизм и наркомания затеряются среди этих альтернатив, как редкие маргинальные явления. Чаще всего наркомания и алкоголизм вызваны как раз отчуждением людей от ненавистной работы и утомлением их на этой работе, стремлением бежать в мир иллюзий от усталости и страха перед голодом и безработицей. Гарантированный паек или пособие как раз устраняют социальные корни пьянства и наркомании, а если дополнительно к ним фармакология создаст безвредные антидепрессанты, то проблема исчезнет. Что до хулиганства - обыватель, как правило, не садист, а ленивый гедонист. Авторы этих опасений беспочвенно предполагают в других свою избыточную агрессивность - особенно это касается ультраправых критиков.

Революционеры-гуманисты.

Существуют и те, кто искренне хочет улучшить жизнь людей, кто настроен реализовать идею общедоступного пайка без обмана и грабежа. Такие люди тоже выросли в системе конкуренции и войны всех против всех, но у них она вызывает возмущение, сострадание к беднякам и бездомным, к проигравшим. Кроме сострадания и альтруизма, ими движет потребность в безопасности: даже обеспеченный человек среди океана нищеты и невежества всегда может оказаться жертвой преступников, завистников, безграмотных фанатиков, и потому заинтересован снизить невежество и социальную напряженность, предоставив массам знания, хлеб и зрелища. Известно, что люди на отчужденной и принудительной работе склонны к имитации труда, а то и вредительству - а уследить за трудом творческим, когда рутинный будет автоматизирован, задача невыполнимая. Дешевле и безопаснее дать велфер и отдых желающим этого. Кроме того, достойный общедоступный паек и добровольность труда в социалистической стране выбьют козыри из рук зарубежной буржуазной пропаганды ("У нас велфер и свобода, а у вас труд под страхом тюрьмы"). Иногда к леволиберальной критике советского опыта следует прислушаться: устойчивее система со множеством ниш и стилей жизни, комфортная и для ленивых гедонистов, и для увлеченных творцов. Естественно, путь к этому долог, для этого требуется высочайший уровень развития технологий - но такая задача как ориентир должна ставиться. В образ "светлого будущего" у левых революционеров должен входить общедоступный паек и добровольность труда.

Резюме

Нынешняя политическая система, имитация демократии при государственно-монополистическом капитализме с реакционной верхушкой во главе, превратит пособие в "монетизацию льгот", а паек в горсть гнилой крупы из казенной лавки. Но двадцатый век дал нам и примеры прихода к власти прогрессистов вопреки правилам системы, революционным путем. В прошлом веке всеобщее бесплатное снабжение на достойном уровне революционерам не удалось наладить из-за технической отсталости и недостаточного уровня развития производительных сил. Однако развитие технологий продолжается - это дает надежду. В руках хищников и грабителей лозунг бесплатного пособия и пайка лишь инструмент обмана и грабежа, в руках революционеров-альтруистов - средство освобождения человечества.

-------------
По теме:
https://www.youtube.com/watch?v=Ep0N063DLxY
http://ttolk.ru/?p=24301
https://22century.ru/popular-science-publications/fully-automated-luxury-communism
https://www.theguardian.com/sustainable-business/2015/mar/18/fully-automated-luxury-communism-robots-employment
Tags: БОД
Subscribe
promo new_rabochy october 17, 15:36 86
Buy for 10 tokens
Кавалер (или дама?) орденов За геополитические многоходовочки, За водружение креста над святой Софией (которая храм, а не наша) и За спасение братушек армянушек товарищ София Пикус представила нам нынче свой стратегический взгляд на неуемных и враждебных турок вкупе с хитрым планом их курощения…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
"никаких рычагов, чтобы повлиять на депутатов или отозвать их, у избирателей нет."
Вы забыли про партию. Речь ещё в самом первом манифесте Опията шла. Если депутат идёт против, то сразу отзывается.
"Последствия будут крайне отрицательны: сперва парламентские иллюзии, а после краха этих ложных надежд, разочарование в самой идее бесплатности."
Выдумка. С чего бы людям разочароваться? Это всё рассуждения, будто люди изначально хотели идти на кремль непонятно ради чего, а их бодом отвлекли.
"Вторая мышеловка - профанация до гроша. Пособие вводят, и оно очень быстро обесценивается через инфляцию - монетизация льгот, как мост к их отмене."
На это отвечали многократно. Например, моя последняя статья "НДС в сто процентов". Никто не собирается денег печатать. Да и нет проблем поднять размеры выплат. (Сейчас они около нуля).
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →