Обратим внимание на выражение: "До крайности доведенного права собственности". Что это? Это и есть, без сомнения, "всеобщая частная собственность", о которой писал Маркс в Рукописях 1844 года. Мысли Герцена вполне кореллируют с мыслями Маркса 1844 года о "грубом коммунизме", в котором господствует всеобщая "зависть", о "локальном коммунизме", который будет неизбежно авторитарным и кратковременным и где будет царить обезличенность (как сейчас она царит в виде попсы и кича).
В 1865 году Маркс пишет Энгельсу прямо, без обиняков, не оборачиваясь на "догмы марксизма": "Рабочий класс революционен, либо он ничто" (Маркс - Энгельсу, 18 февраля 1865 года // Т. 31. С. 64).
В свое время буржуазия начинала эмансипацию, осваивая феодальную культуру, интегрируясь в неё ("дворянство мантии" и т.д.). Просто потому, что иной не было, а свою она еще не успела создать. Так же и пролетарии. Их эмпирическая эмансипация в условиях позднего индустриального общества означает освоение культуры буржуазии в условиях "общества потребления". Так пролетариат становится "буржуазным рабочим классом", по слову Маркса - "ничем". Стало быть, антикапиталистическая критика теперь должна быть направлена на сам этот рабочий класс, она должна стать его самокритикой, ибо он сам стал активной основой буржуазного общества ("центром накопления капитала" (Маркс)).
Мы видим, как классики (в том числе и русский классик) дали критику общества потребления ещё до того, как оно появилось (хотя это у них и не вылилось в стройную концепцию). Так же мы видим у них и критику пролетариата (который заполняет свое "ничто" мещанством). Эти две критики суть одна на самом деле, все это критика отчуждения, только сконцентрированная на субъективной стороне последнего, на стороне труда.
Советские комментаторы пишут по поводу вышеприведенных слов Герцена, что это "критика буржуазной цивилизации" (См.: Пантин, Плимак, Хорос. Революционная традиция в России, с.156). Это не так. У Герцена в этих словах заключена именно критика пролетариата, самая прямая и буквальная. Так же, как и в словах Маркса, который имел право о себе сказать и гордо сказал: "Я никогда не льстил пролетариату". Советских идеологов не мало смущали подобные рассуждения классиков, так же, как они до сих пор смущают леваков. И это лишний раз указывает, что последние (в этом случае) воспроизводят не идеологию освобождения, а гештальт партноменклатуры, номенклатурно-просветительский гештальт нового господства. Дескать, они - носители "революционного Разума". Обществу следует лишь внимать, затаив дыхание, и быть послушным объектом управления.
(с) А.Коряковцев
Community Info