Вспомним полный переворот в идеологии при переходе от феодальной формации к буржуазной. От «За веру, царя и отечество!» к «Вперед, к победе коммунизма!».
Советская идеология держалась на трех китах – гениальный марксист Ленин; социалистическая революция в октябре-17; первое в мире государство рабочих и крестьян, обернувшееся - трах-тибидох! - социализмом.
Эти идеологемы появились на свет оранжерейными. Они никогда не проходили проверку на достоверность путем сурового критического обстрела. А кем? Оппозицией? Бухарин объяснил: «У нас многопартийная системам. Одна партия у власти. Остальные в тюрьме». Внутрипартийной? А здесь - другой шутник-большевик, Радек: «Со Сталиным спорить трудно. Ты ему – цитату, он тебе – ссылку».
Эти, без аттестата зрелости, идеологические столпы строго оберегалась партией и ее церберами из НКВД, КГБ. Старой, 58-й статьей – контрреволюционная деятельность - и новой, 70-й – антисоветская пропаганда и агитация. Санкции жесткие. На уровне измены Родине. Правда, в 70-ю из 58-й не перешел «вышак».
Идеология, охраняемая на уровне государственной тайны? Правдивый контент в этом не нуждается.
Случались, правда, отдельные эксцессы. Нобелевский лауреат академик Павлов. Будущий академик Ландау. Федор Раскольников, будущий нобелеат Солженицын. Академик и будущий лауреат Сахаров. Но в целом с еретиками-одиночками система справлялась.
Крамолу по стране невзначай разносили и лекторы ЦК. Они обладали закрытой информацией, предназначенной для партийной аудитории. От них партийцы, а затем и страна, узнавали много интересного. Например, что в Новочеркасске случились события, не коррелирующие с идеологией государства трудящихся. Что, кроме Турсункулова, в Союзе есть еще трижды Герой соцтруда, секретный академик, который разбушевался, как Фантомас. Что легенда Испании - Долорес Ибаррури – выжила из ума, потому что осуждает наше вторжение в Чехословакию. Что элитные особы по нарастающей продолжают менять передовой социализм на загнивающий капитализм. На манер Аркадия Шевченко, Нуриева, Корчного, Белоусовой с Протопоповым и самой дочери Сталина. И тому подобное.
Страна рванула от сохи к космосу, и поднялось новое поколение, которое все чаще задавалось вопросом, а всё ли славно в «Датском королевстве»?
Космодром Байконур - объект особой государственной ответственности. Помимо запусков Гагарина-Терешковой, на 98% - испытания оружия для РВСН. А недоверие, критический подход - генеральный принцип испытателя. И родной брат Марксова «Подвергай всё сомнению!».
С другой – самая передовая наука и техника. Большинство молодежи работают над кандидатским минимумом. А там – ап! – Маркс в первоисточниках. По части критичности и политграмотности – место взрывоопасное. В 1964 году далеко не все парторганизации космодрома «единодушно поддержали» снятие Хрущева. «У нас нет достаточных данных. Вы можете объяснить, в чем волюнтаризм и субъективизм?», - спрашивали они у остолбеневших политработников.
И это, заметим, всего в 11 годах от Сталина.
Той же порой и там же одного из залетных цэковских лекторов и спросили:
- Экономически мы отстаем от капитализма. Но у нас социализм. Так быть может? А не застыл ли марксизм в своем развитии?
И полпред ЦК ответил так, что это запоминается на всю жизнь:
- Давайте не трогать марксизм-ленинизм! Социализм – то единственное, что дает нам преимущество в этом мире.
В 1968 году группа Ларисы Богораз бросает уже открытый вызов режиму прямо у стен Кремля.
Три года спустя КГБ, устав делать вырезки, надолго закрывает «вконец распоясавшийся» КВН.
1975 год дает волну Хельсинских групп, откровенно оппозиционных идеологически.
В 1981-м судят бывших кавээнщиков из Куйбышева - группу Исаева-Разлацкого - за попытку создания альтернативной Коммунистической партии.
Но уже поздно. В 1987 г власть вынуждена выпустить из лагерей всех своих политузников.
1991 г – и снова переворот в идеологии. На свалку летит «Даешь коммунизм!». А на смену встает нечто вроде «Даешь капитализм с человеческим лицом!».
Законы исторического процесса неумолимы. Дотянувшимся до космоса производительным силам стало тесно в ярме государственного капитализма. Отжившую своё монополию на власть и экономику вытесняет система животворящей конкурентной борьбы во всем.
Классический капитализм, где государственный сектор шагает рядом с частным, исповедует грубый реализм. Его бог – безжалостное Д-Т-Д’. Сегодняшняя буржуазия не нуждается в сказках о Ленине-марксисте, иллюзиях о социалистической революции и социализме. Которые закрепились диктатором в торах священного тогда «Краткого курса ВКП(б)». Ленинские галлюцинации и сталинский бред, естественно, обречены. И со временем это невежество будет восприниматься так же, как сейчас - представления дикарей о громе и молнии.
Однако, не скоро возобладает и марксистский взгляд на советский период. Сейчас мир может так же спокойно обходиться без знания законов исторического процесса, как и без теории Эйнштейна. Ни то, ни другое, например, ни на йоту не помогает голодающим Эфиопии.
В Россию идет идеология нынешних Франции, Германии – господствующий класс заказывает музыку.
Полемика же в нашем сообществе – та капля, которая отражает смену идеологии в стране. И из всех промониторенных нами площадок с претензией на материализм, new_rabochy – наиболее яркое проявление этого процесса. С яростностью споров и классической полярностью взглядов. От стремления к пониманию законов истории до дремучей неспособности отличить одну формацию от другой – госкапитализм от социализма.
Но вот вопрос о фашизме в СССР 1928 -1953 годов обязательно всплывет и в сообществе, и в стране. Как индикатор гражданской зрелости. И потребность в этом не экономическая или политическая. Исключительно моральная. Как шаг к неизбежному всеобщему катарсису.
Все остальное – «Крокодилы, пальмы, баобабы и жена французского посла!».
Community Info