Vlad Bout (karlsonmarxx) wrote in new_rabochy,
Vlad Bout
karlsonmarxx
new_rabochy

Categories:

аналитический доклад ИНО

Существует ли проблема левых, проблема левой идеологии и практики? Не слишком ли затянулись «временные трудности» и «отступление социализма», о которых говорят в левой среде? Является ли решением изучение марксизма в его виде, характерном для начала XX века, или необходимо что-то понять? Почему не удается «разбудить» рабочий класс? Почему вместо ответов на вопросы левое политическое поле рождает лишь секты и многочисленных «вождей»? Отчего левые так легко оказываются пособниками неолибералов? Как стало возможным «общество без оппозиции»? Какова его природа? Что с этим делать? Есть ли у левых перспектива? Где искать выход?
http://neosoc.ru/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%B1%D0%B5%D0%B7-%D0%BE%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8/?fbclid=IwAR2sagAXHo9RUXV5Il_z37KdNE16uTxXQYEfJUmGYluVlvrlPKGkNjsBd8U


...
В условиях кризиса неолиберальной системы капитализма происходит оживление рабочего движения. Но, судя по объективным результатам и формам воплощения его борьбы, кажется, что оно начинает с нуля. Или даже с минусовой отметки, если учесть глубину его неудач последней четверти XX века.
Рабочее движение в наше время зачастую принимает идейные формы, в которых оно развивалось еще на заре индустриальной эры: в эпоху Т. Мюнцера, Т. Мора, Дж. Уинстэнли, чартистов, луддитов, левеллеров, диггеров и прочих «бешеных», аналог которых в перестройку назвали «демшизой». Марксистскую теорию самоосвобождения рабочего класса при этом заменяет теория просветительская, светская утопия или религиозный хилиазм, в которых трудящиеся фигурируют как объект организационного и идейного воздействия со стороны носителей Высшего Разума, осененного авторитетом К. Маркса. А сами классические марксистские понятия и концепции в лучшем случае обнаруживают свою недостаточность, становясь совершенно бесполезными с практической точки зрения, в худшем – даже реакционными. (Специально оговоримся, что сам по себе классический марксизм за это вину не несет, хотя в этом случае обнаруживается масса нерешенных проблем в его содержании ; однако в большинстве случаев так происходит по причине догматизма его сторонников, не желающих или не могущих понять специфику современности). Можно сказать, используя удачное выражение Б.Ю. Кагарлицкого , что в этом случае левый дискурс оказывается противопоставленным эмпирическому рабочему классу, превратившись в то, что старые марксисты называли «фразой».
Покажем содержательную исчерпанность левого дискурса в его «марксистско-ленинской» форме на примере понятия «империализм». Оно, использованное В.И. Лениным в работе 1916 года для обозначения «высшей стадии капитализма», в современных условиях теряет прежнюю смысловую четкость. Для Ленина в начале XX века «высшая стадия» означала непосредственный канун пролетарской революции, преддверие конца капитализма как такового. Всю сложность практического перехода от капитализма к некапиталистическим порядкам он тогда предполагать не мог, а когда их осознал после Октябрьской революции, тогда и написал о необходимости «оживлять» в Советской России капитализм, хотя и под контролем «рабоче-крестьянского государства» (проторив тем самым теоретическую тропу Дж. М. Кейнсу с его теорией «эффективного спроса»). Тем более мы не можем представить свое время в качестве эпохи полного созревания предпосылок уничтожения капитализма как такового. Кроме пустой левацкой фразы это ничего не дает...
По причине отсутствия в настоящее время под собой самостоятельной социальной почвы, левые обречены играть на чужом поле – либо на поле интересов правительства, либо на поле интересов «либеральной оппозиции», которая в действительности представляет собой лишь ту часть правящего класса, которая по тем или иным причинам оказалась обделенной высшей властью, а также представляет интересы внешних игроков, как в плане корпоративного бизнеса, так и в форме государств старого капиталистического центра. В первом случае мы видим «соглашательство», во втором – «сектантство», когда левые тяготеют к «майданному» направлению. Причем, в последнем случае они впадают в противоречие с настроениями, царящими в среде самого эмпирического пролетариата, стабильно голосующего за политических лидеров, выступающих под консервативными лозунгами вроде М. Сальвини, С. Курца, М. Ле Пен, В. Орбана, А. Меркель или В.В. Путина, но в духе «реальной политики» и казенного патриотизма. В обоих случаях для рабочего движения получается мало прибытку.
Возникает вопрос: какой смысл лезть левым в чужую игру по чужим правилам и в интересах своих политических противников? ...
Вспомним еще раз К. Маркса: быть радикальным – это не значит занять какую-либо крайнюю позицию (как очень часто считают наши левые), на самом деле «быть радикальным – это значит понять вещь в её корне». И не более того. В случае левых – это значит исходить не из своих «социалистических» хотелок, способных лишь породить очередной утопический проект. Это значит: выводить свои программы из объективных свойств современного общества, из возможных тенденций его развития. ...
Общество изменится не потому, что вы так захотите, и оно изменится не так, как вы захотите. Оно все это сделает так, как само захочет и на что само способно. Собственно, с признания этой незатейливой мысли и начинается истинный революционный радикализм. Все остальное – варианты политической умеренности. Поэтому неучастие в данном случае является эвфемизмом конкретной практики (в чем она состоит, мы обсудим ниже), поскольку участие в практической деятельности, заведомо обреченной на провал – в высшей степени абстрактно и бессодержательно. Политической борьбой имеет смысл заниматься не для того, чтобы совершать красивые подвиги, а для того, чтобы побеждать. ...
Tags: Маркс, Репост, левые, марксизм, общество, разум
Subscribe

Buy for 20 tokens
Однажды у Аутлукова сломалась машина и он вызвал такси. Садясь в подъехавшую машину, он с ужасом увидел за рулём тойоты своего одноклассника. "Ёп, это же Несравненнов!" - подумал он и натянул повыше противоковидную маску. "Не узнал бы..., во позору то будет! Скажет, мол, до седых мудей дядя…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments