romdorn (romdorn) wrote in new_rabochy,
romdorn
romdorn
new_rabochy

Category:

Труд - это проклятье

Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят.
Библия. Книга Бытия


Вставай, проклятьем заклейменный...
Эжен Потье. Интернационал


Пускай у тебя уже не стоит
Зато начальник тебя благодарит.

Ленинград. Менеджер




Гибель нескольких десятков человек в аварии на кемеровской шахте возобновила дискуссии о труде и дихотомии "капитализм-социализм".

Ясно, что в марксизме есть две традиции понимания освобождения труда:
1) собственно освобождения ОТ труда - то есть отчужденной деятельности, которую не ты планируешь, не ты пожинаешь ее плоды;
2) освобождения от наиболее тяжелых условий труда: так сказать, молоко за вредность.
Начнем со второго пункта.
На практике в СССР было полно тяжелых условий труда и разнообразных нарушений. Наиболее обобщенно их представили, видимо, в фильме 1982 года "Остановился поезд": https://www.youtube.com/watch?v=oG-n8POIHsI&t=5s

Поэтому рассказ о том, что "люди гибнут за чью-то прибыль" звучит несколько странно. Частенько они от своей дури и жадности гибнут, как Анатолий Ромашин, в 69 лет кинувшийся пилить дерево на даче, которое его же и задавило.
Собственно, отличие советского госкапитализма было в том, что это была якобы "монополия, обращенная на пользу всего народа", однако все же монополия, в которой индивид все так же отчужден от своей трудовой деятельности, что впечатляюще выразил Юрий Хой-Клинских в известной песне "Я устал".

Однако, говорят, дескать, там была охрана труда и все такое, а теперь все погублено, всюду нарушения, за 300% прибыли все будет плохо.

Реально это агитка, конечно. Она строится по нехитрой схеме ленинского "Падения Порт-Артура", что есть, мол, прогрессивный капитализм с заботой о трудящихся - которые еще и сами благодаря профсоюзам и протестам добились приемлемого уровня жизни,  а есть лапотный реакционный "организм-паразит", захвативший народное тело матушки-России. Так что разговор с ним короткий - фтопку его!
"Несовместимость самодержавия с интересами всего общественного развития, с интересами всего народа (кроме кучки чиновников и тузов) выступила наружу, как только пришлось народу на деле, своей кровью, расплачиваться за самодержавие."

Замените "самодержавие" какой-нибудь "прибылью капиталистов и коррумпированных чиновников", и можно в набор хоть сейчас)).

Но, коротко говоря, никто ж не против улучшения положения трудящихся и "научной организации труда". Однако, если пребывать в алармистском угаре о рушащейся каждую неделю России, легко отмахнуться от предложения узбагоиться: Вам расскажут, что Вы заодно с эксплуататорами и не спешите бороться за трудовые права. А мой друг, как известно, никогда не спешит...

Перейдем ко второму, философскому, пониманию труда.
В народе давно сформулировали неприятие труда как отчужденной деятельности:
"Работа дураков любит"
"Работа не волк, в лес не убежит"
"Пусть медведь работает, у него четыре лапы"
хотя и присутствует трезвое понимание вынужденности этого самого труда, без коего "не вытащишь рыбку из пруда".
Молодой Маркс выразил это более витиевато и достойно выпускника Берлинского университета:
"В чем же заключается отчуждение труда?
Во-первых, в том, что труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя. В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный; это — принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей, но не потребности в труде. Отчужденность труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы. Внешний труд, труд, в процессе которого человек себя отчуждает, есть принесение себя в жертву, самоистязание... деятельность рабочего не есть его самодеятельность. Она принадлежит другому, она есть утрата рабочим самого себя."//https://www.marxists.org/russkij/marx/1844/manuscr/4.htm

Поразмыслив, Маркс и Энгельс написали, что хорошо бы построить такое общество, в котором не будет отчуждения.
Однако они отказались детализировать очертания такого общества и путь к нему, поскольку это ход истории, а история - дело долгое и сложное - она "не тротуар Невского проспекта" (с).
Однако мечталось, что "старый способ производства должен быть, следовательно, коренным образом перевёрнут, и в особенности должно исчезнуть старое разделение труда. На его место должна вступить такая организация производства, где, с одной стороны, никто не мог бы сваливать на других свою долю участия в производительном труде, этом естественном условии человеческого существования, и где, с другой стороны, производительный труд, вместо того чтобы быть средством порабощения людей, стал бы средством их освобождения, предоставляя каждому возможность развивать во всех направлениях и действенно проявлять все свои способности, как физические, так и духовные, — где, следовательно, производительный труд из тяжёлого бремени превратится в наслаждение."//https://esperanto.mv.ru/Marksismo/Antiduering/antid-3-03.html
_______________________________________________
В общем, хорошо бы преодолеть все противоречия и достичь полной гармонии, невинность соблюсти и т.д., но как именно, никто не знает.
Даже МиЭ.
Может, классикам марксизма надо было попробовать конфетку "Баунти".
Ведь это райское наслаждение!
Tags: анархизм, ленинизм, марксизм, труд, философия, юмор
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo new_rabochy 23:16, вчера 34
Buy for 10 tokens
В журнале ув. Александра Майсуряна состоялась у меня небольшая дискуссия с участником sceptic_gztru (не знаю, как копировать упоминание). Говорили о тоталитаризме, и он все пытался уверить меня, что сейчас мы и живем при тоталитаризме, а при Сталине был не тоталитаризм. Я выразил сомнение, но так…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 71 comments

Recent Posts from This Community