Думаю, все его смотрели - так что о фабуле говорить не буду. По сути, весь фильм - это череда словесно-психологических дуэлей, ведущий бретёр которых, безусловно - штандартенфюрер СС Ганс Ланда, герой Кристофа Вальца. Не будем говорить мы и о превосходном художественном решении фильма, о его красно-чёрной цветовой гамме, о традиционном оммаже Тарантино по адресу кинематографической классики. Это всё форма - мы же о сути.
А суть в том, что картина, к сожалению, осталась непонятой. Виноват тут сам маэстро: переборщил он с фирменной иронией. Нельзя шутить слишком тонко - тем более на табуированные темы войны, концлагерей и геноцида.
Обыватели посмотрели - ничего не поняли - и сказали: "Нет, ну какая же это история про войну! Это же неправда. Гитлера ведь убили не в Париже, а в Берлине. И не американцы, а советские-русские. Ну, или он сам с собой покончил... Ну, как-то так".
Смотреть фильмы Тарантино - и искать там фактической достоверности - занятие для дураков. При этом, его картины - реалистичны. Реалистичны в высшей, метафизический степени - это воплощённые идеи, лишь облекающиеся в театральные костюмы, чтобы их можно было воспринять. Тарантино использует фактическую реальность лишь как повод для размышлений на тему, как предмет для иронии (часто - самоиронии) и просто как декорацию и атрибут для костюмированного шоу.
Над чем же размышляет маэстро, над чем иронизирует он в "Беззлавных уплютках"? Над феноменом жестокости не только войны - но вообще любой общественной борьбы, когда "кто не за нас - тот против нас". Любой значимый антагонизм ведёт к смертоубийству - в пределе к концлагерям и геноциду (по тому или иному признаку: у кого-то форма черепа не та, у кого-то - родословная).
Предел глупости - считать, что Тарантино снял фильм-комикс про подвиги американских евреев-спецназовцев. Отвращение эти спецназовцы вызывают не меньшее, чем наци - а может, даже и большее. Вспомните сцену, в которой пленного немецкого офицера, отказавшегося выдавать информацию, "уплютки" просто забили битами.
Всё познаётся в сравнении. Утончённый и интеллектуальный садист Ганс Ланда в исполнении Кристофа Вальца - просто исчадие Ада, это Мефистофель, разочаровавшийся в Боге и в Сатане - и потому вступивший в СС. Но этот наци-Мефистофель (кстати нет ли здесь кинематографической отсылки к капитану Ашенбаху из "Гибели богов" Висконти? Тарантино обожает такие штучки!) и обаятелен, и притягивает - сказывается обаяние зла! - напротив, его антагонист Альдо Рейн (Брэд Питт), дуболомный вояка, ненавидящий нацистов - и вырезающий у них на лбу свастики своим тесаком - этот ковбой-антифашист омерзителен. Он творит то же самое зло - только без рефлексии, он-то как раз убеждён в своей правоте, убеждён, что надо убивать и калечить "врагов". Ему, на самом деле, не суть важно - кто эти "враги", и чем же они плохи. Такие люди, как Альдо Рейн, и загоняют людей в газенвагены, такие люди и стреляют в затылок. И на стороне "добра" герой Питта оказался по чистой случайности.
Если герой Вальца внутренне не верит в истину своего "дела" - он слишком умён для этого, то герой Питта - безнадёжен. Он будет убивать всех, на кого ему покажут пальцем командиры: сегодня наци, завтра япошек, послезавтра комми, через неделю чёртовых вьетконговцев. Сочувствовать такому "добру"? - увольте! И речь здесь не про то, что "добро должно быть с кулаками", речь про то, что это - не добро.
И весь фильм про борьбу зла со злом. Вот такое нетривиальное кино-чтиво получилось, да. Для тех кто умеет читать. А это редкость в наш просвещённый век.
И не случайно печален был Тарантино, когда во время премьеры фильма в Израиле на кульминационной сцене пожара в кинотеатре, где гибнет всё нацистское руководство - местные евреи встали и зааплодировали. Ненависть осталась - и фильм не понят совершенно. Значит, всё повторится (уже повторяется - самими израильтянами на оккупированных территориях). Есть от чего загрустить.
https://leo-nafta.livejournal.com/107447.html
Community Info