Маркс утверждает, что источником прибыли является прибавочный труд работников. Но мы знаем, что без инструмента - голыми руками - человеческий труд ничего произвести не может. Почему тогда именно инструмент (т.е. СП) нельзя назвать источником прибыли?
Во-первых потому, что СП принадлежит капиталисту и значит тогда он вправе присваивать прибыль. Но мы интуитивно чувствуем, что это несправедливо. Чтобы как-то обосновать это, мы говорим: инструмент пассивен и только труд работника "оживляет" его, делает способным что-то производить. Значит источником производительности инструмента, а, значит, и прибыли является всё-таки труд.
Но если вдуматься, то это не так. Ведь непосредственно "оживляет" инструмент не труженик, а силы природы. Напр. парусник движет ветер, а не труд моряков. Колос из зерна непосредственно формирует природный процесс роста, а не труд крестьянина. А труд лишь обеспечивает/контролирует связь между силами природы и средством производства. Т.е. труд точно не является непосредственным источником производительности СП и, значит, точно не является источником прибыли.
Значит непосредственным (физическим) источником производительности СП являются силы природы. Но природа не может быть источником прибыли (выгоды) для человека. Ибо к интересам человека она абсолютно равнодушна. Значит источником прибыли является что-то другое, хотя, как показано, и не труд.
И этим "другим" является "вшитая" в данный инструмент КОНКРЕТНАЯ ИДЕЯ извлечения прибыли из природы: именно благодаря ей человек посредством СП извлекает из природы то, что ему нужно, т.е. прибыль.
Т.е. парусник является воплощением идеи, как использовать силу ветра для перемещения в нужном направлении. А поле + с/х инвентарь является воплощением идеи, как извлекать из природы нужную человеку пшеницу.
И здесь мы приходим к важнейшему заключению. Даже если средство производства принадлежит капиталисту, то воплощённая в нём идея извлечения прибыли из природы, ему не принадлежит. Она принадлежит всему обществу, ибо является продуктом его общего экономического развития. Следовательно право собственности на СП не даёт собственнику права на присвоение прибыли, ибо источник прибыли - воплощённая в СП идея - принадлежит не собственнику, а обществу.
Т.е. парусник (СП) принадлежит собственнику, а воплощённая в нём идея плавания под парусами принадлежит обществу. Земля принадлежит феодалу, а используемая на ней с/х технология принадлежит обществу. Поэтому получаемая этими собственниками прибыль не является их полной собственностью: часть этой прибыли принадлежит и обществу. И общество забирает эту часть через налог на прибыль. Т.е. вышеизложенное соответствует практике.
Теперь возвратимся к идее Маркса о прибавочной стоимости. Работники работающие на принадлежащем капиталисту СП являются членами общества. Значит получаемая на этом СП прибыль принадлежит и им, как членам общества. Грубо говоря, вся получаемая в обществе прибыль в равной степени принадлежит всем членам (работникам) общества. А поскольку прибыль везде по экономике примерно одинаковая, то прибыль получаемая на конкретном СП примерно равна части общей прибыли приходящейся на долю работников этого СП. Вот и возникает иллюзия, что работники производят эту прибыль своим трудом. В этом и состоит ошибка Маркса.
Прибыль производит (извлекает из природы) т.с. технологическая культура общества воплощённая в единый производственный комплекс. А работники занятые в этом комплексе своим трудом обслуживают его работу и никакой прибыли не производят. Поэтому понятие прибавочного труда ложно.
Но как равноправные члены общества работники являются равноправными совладельцами совокупной прибыли, производимой промышленным комплексом. Т.е. прибыль принадлежит работникам вовсе не потому, что они её непосредственно производят на рабочих местах, а потому, что они являются естественными носителями технологической культуры, которая - воплощённая в природно-промышленный комплекс общества - эту прибыль и производит.
Community Info