Т. е. Энгельс не столько объясняет возникновение рабства, сколько констатирует его "разделением труда". Это будет в особенности понятно из цитат далее о последнем... Или же первоначальный упомянутый фрагмент был, из той же его работы - "...возникло общество, которое в силу всех своих экономических условий жизни должно было расколоться на свободных и рабов..."?..
Обещанные цитаты про разделение труда. Первая - это непосредственное продолжение приведённой в самом начале: "Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса – господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых".
Вторая: "Простейшей, наиболее стихийно сложившейся формой этого разделения труда ("...имевшего своей основой крупное разделение труда между массой, занятой простым физическим трудом, и немногими привилегированными, которые руководят работами...") и было как раз рабство" (Энгельс Ф. Анти-Дюринг).
Из последней цитаты мы явно видим, что под "разделением труда" понимается прежде всего выделение власти.
А теперь цитата прямо показывающая заблуждение классиков об истоках классообразования. Из последнего же цитированного труда Энгельса. "Нам нет надобности выяснять здесь, каким образом эта все возраставшая самостоятельность общественных функций по отношению к обществу могла со временем вырасти в господство над обществом; каким образом первоначальный слуга общества, при благоприятных условиях, постепенно превращался в господина над ним; каким образом господин этот выступал, смотря по обстоятельствам, то как восточный деспот или сатрап, то как греческий родовой вождь, то как кельтский глава клана и т.д.; в какой мере он при этом превращении применял в конце концов также и насилие и каким образом, наконец, отдельные господствующие лица сплотились в господствующий класс". Полностью см. здесь, например http://marxistphilosophy.org/diahismat/txt14.htm
Но уж нам-то есть надобность выяснять, каким образом власть превратилась в классовую - чтобы хотя бы уяснить разницу между просто ею и последней!
Мало того, если читать эту цитату непосредственно далее (привожу чуть дальше), то логическим продлением, подчеркивающим её классовую ошибочность, будет сказать, что эксплуататоры - есть прежде всего организаторы... (Продолжение цитаты: "Нам важно только установить здесь, что в основе политического господства повсюду лежало отправление какой-либо общественной должностной функции и что политическое господство оказывалось длительным лишь в том случае, когда оно эту свою общественную должностную функцию выполняло". Приводимый же там же исторический пример в её продолжении, не оставляет сомнений в правильности нами ее толкования.)
Короче, классики возводят истоки классообразования к появлению власти (и не в этом ли корни также и теории об отмирании государства?..). И здесь у них, в этом всём, ошибка. Весьма дорогого нам стоившая! (Сейчас я склонен возводить даже к ней ошибку 1937-го года! Но не это самое худшее, а проводимая вместе с тем идея демократии, губительная для социализма саморазложением.)
Вскрыть верное же начало классообразования сумела ныне марксистская социобиологическая концепция: присущий нам как всем живым организмам естественный рост численности в благоприятных условиях, обусловил наш выход из первобытного коммунизма (в конкурентное общество) https://new-rabochy.livejournal.com/1097383.html
Да и затем подтолкнул, конкуренцией же, к прогрессу в неолит, и уже после - к возникновению феномена рабства. См. #МарксистскаяСоциобиологическаяКонцепция #МСКонцепция
Еще одна цитата из Энгельса на память: "С этой точки зрения – конечно, при достаточном знакомстве с экономическим положением общества на соответствующем этапе (а этого совершенно нет у наших историков специалистов) – все исторические явления объясняются простейшим образом, и точно так же представления и идеи каждого данного исторического периода объясняются в высшей степени просто экономическими условиями жизни и обусловленными ими общественными и политическими отношениями этого периода. История впервые была поставлена на свою действительную основу; за тем явным, но до сих пор совершенно упускавшимся из виду фактом, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище, одеваться и что, следовательно, они должны трудиться, прежде чем они могут бороться за господство, заниматься политикой, религией, философией и т.д., за этим очевидным фактом были теперь, наконец, признаны его исторические права" (Энгельс Ф. Карл Маркс).
Community Info