nipolin (nipolin) wrote in new_rabochy,
nipolin
nipolin
new_rabochy

Categories:

Обмен информацией

Социосфера использует инстинкты для своего развития. Началось это развитие с инстинкта доминирования (он же инстинкт насилия или оборотная сторона инстинкта самосохранения). В результате возник коллективизм, сеть трудовых отношений и первобытная община. Затем на первый план выступил инстинкт потребления, посредством которого общество создало эксплуататорский строй и сеть меновых отношений. Наконец, коммунистический строй вернулся к примату инстинкта доминирования над полностью раскрывшимся инстинктом потребления. На протяжении всей истории подспудным источником развития выступал инстинкт любопытства, создавший сеть обмена информацией.

Информация - предмет потребления. Предмет потому, что передача формы невозможна без содержания, передача идей невозможна без материального носителя - будь то поток фотонов или колебания объединений атомов или молекул в виде звука и т.п. Материальные носители информации взаимодействуют с чувствами.


Человеческое мышление осуществляется в виде противоречия чувственного восприятия и абстрактного мышления при условии примата чувственности. Информация превращается в индивидуальное знание, когда она воспринимается мышлением. Объединённое индивидуальное знание превращается в сознание (обобществлённое знание), которое в форме мировоззрения получает власть над индивидуальным мышлением. Человеческое индивидуальное мышление существует постольку, поскольку оно вовлечено так или иначе, тем или иным способом, непосредственно или виртуально в систему обмена информацией, которая возможна только в рамках мировоззрения.

На первом этапе, этапе становления человеческого мышления, на этапе сознания, абстрактное мышление ещё не получило свободы от чувственного восприятия. Поэтому новые идеи могли появляться в определённых условиях, например в условиях транса, вызываемых ритуалами шаманов (дельфийский оракул и т.п.). На втором этапе, этапе антагонизма человеческого мышления, на этапе самосознания, абстрактное мышление приобрело свободу относительно чувственности, но в действительности оно осталось под контролем мировоззрения, которое приобрело абстрактную форму религиозных догм. На третьем этапе, этапе гармонии человеческого мышления, на этапе разума, чувственное восприятие достигнет зрелого примата над абстрактным мышлением путём формирования мировоззрения развития.

Загадка возникновения понятий, абстракций, идей в человеческом мышлении раскрыта Лениным в рамках теории отражения. Эта теория восходит к Платону, который полагал, что идеи - это тени некоей действительности. По этим теням мы судим о действительности. В самом деле, всякое отражение есть отрицание. Поэтому противоречивость материи, представляющей собой противоречие действительного и возможного, в ходе материального взаимодействия приводит к отрицанию действительного возможным. Всякое материальное взаимодействие есть отрицание. Возможное приобретает виртуальную свободу от действительного в форме понятий, абстракций, идей. Абстракции возникают в ходе обмена информацией и соответствующих материальных взаимодействий в нервной системе в рамках противоречия упорядочивание-разупорядочивание.

Здесь надо прояснить проблему соотношения материального и идеального в сфере мышления. Примитивные материалисты не замечают, либо не хотят или не могут замечать, что материя неотделима от идеального, ибо она есть противоречивое единство действительного и возможного. Действие есть лишь одна из моря возможностей. Зачастую вульгарные материалисты в качестве примера материи берут стул в аудитории.
Вот это стул - На нем сидят. Вот это стол - За ним едят...
Вот это стол - На нем сидят!.. Вот это стул - Его едят!..
(Самуил Маршак, Кошкин дом)
В этой цитате раскрывается способ возникновения понятий - через взаимодействие в ходе общественной практики. Если на стуле сидят, то это стул, а если не сидят, то это некая абракадабра. Итак, понятия возникают в ходе общественной практики, в ходе обмена информацией.

Отрицание действительного возможным принадлежит антагонизму Материи, а именно, Живой Материи, которая в своём развитии проходит этапы биосферы, социосферы и ноосферы. Возможное в форме абстракций, понятий и идей получает относительную свободу в антагонизме Живой Материи, в социосфере. А в антагонизме социосферы, в эксплуататорском строе, эта относительная свобода абстракций превратилась в диктатуру религиозного мировоззрения, в диктатуру мистицизма. В коммунистическом строе как в гармонии социосферы абстрактное мышление подчинено коллективизму в форме диктатуры бюрократии.

В биосфере возникла и эволюционировала первая сигнальная система. В социосфере сформировалась вторая сигнальная система. В ноосфере возникнет третья сигнальная система в качестве синтеза первых двух систем при условии примата первой.

Первая сигнальная система - это совокупность анализаторов, воспринимающих сигналы окружающей среды, которые поступают через органы чувств (ощущения цвета, запаха, звука, вкуса, тактильные ощущения, зрительные образы). Она основывается на совокупности условных и безусловных рефлексов на непосредственные раздражители (Википедия).
Итак, первая сигнальная система основана на непосредственной реакции живого вещества на изменение среды. Эта реакция записывается и сохраняется генетическим кодом, а также сохраняется способность реагировать на изменения среды.

Вторая сигнальная система — система условно-рефлекторных связей в головном мозге человека, где условным раздражителем является слово, речь («сигнал сигналов»). Она возникает на базе первой сигнальной системы в процессе общения между людьми, является регулятором высшей нервной деятельности, основой письменной и устной речи, абстрактно-логического мышления. Вторая сигнальная система есть только у человека - это возможность абстрагироваться от объектов за счет абстрактных условных знаков (слов, символов и т.п.) (Википедия).
Итак, вторая сигнальная система представляет собой отрицание первой сигнальной системы. Вместо непосредственной реакции на изменение среды образуется опосредованная реакция через абстракции, понятия, которые продуцируются внутри человеческой общиной и которые становятся средой для второй сигнальной системы. Эта среда появляется в форме мировоззрения.

Третья сигнальная система возникнет в результате отрицания второй сигнальной системы, что будет означать отрицание отрицания первой сигнальной системы. Это будет возврат к первой сигнальной системе, но на основе достижений второй сигнальной системы, а именно, на основе мировоззрения развития, которое станет внешней средой. На изменение этой среды будет реагировать третья сигнальная система.

Обмен информацией рассмотрен по аналогии с обменом товаров. Аналогия не есть копия, а отражает лишь некоторые общие законы. Полностью приравнивать обмен информацией к обмену товаров есть редукционизм.

Обмен информацией состоит в передаче информации и восприятии информации. Для того, чтобы передать информацию, надо её воспринять и усвоить с помощью абстрактного мышления в форме знания. Но для того, чтобы получить информацию, требуется её передача. Также как для формирования системы обмена товаров необходим избыток товаров, так и для системы обмена информацией требуется избыток информации.

Деньги - средство обмена предметами потребления. Знание - средство обмена информацией. Обмен информацией по аналогии с обменом товаров по Марксу (Товар-Деньги-Товар) можно выразить формулой - информация-знание-информация (И-З-И). Также как деньги должны получить общественное признание для выполнения ими функции средства обмена, так и знание должно получить общественное признание в форме мировоззрения для успешного восприятия информации, ибо без восприятия информации обмен не состоится. Поэтому в социосфере обмен информацией проходит под контролем мировоззрения. Передача информации осуществляет примат над добычей информации в форме культуры, а восприятие информации, то есть потребление информации, проходит через стадию знания, полученного от мировоззрения. Поэтому новая информация привязана к старому знанию, полученному от мировоззрения.

Переход к примату добычи информации над передачей информации требует перехода к новой формуле - знание-информация-знание (З-И-З). В этом случае новое знание будет связано с информацией, а не с исходным знанием. Соответственно, новое знание будет изменять исходное мировоззрение, которое таким путём будет преобразовано в мировоззрение развития. Ведущим инстинктом станет инстинкт любопытства, который через зрелый примат добычи информации над передачей информацией сможет управлять инстинктами доминирования и потребления.

ПРОЕКТ НООСФЕРА КАК УПОРЯДОЧИВАНИЕ
Tags: развитие
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 10 tokens
Предлагаю опрос о том, как Нью-Рабочий переживает ковид-эпидемию. Понятно, что для чистоты картины нужно отвечать честно или вообще не отвечать. Важно сочетание прививки и болезни - не важно что произошло раньше.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments