romdorn (romdorn) wrote in new_rabochy,
romdorn
romdorn
new_rabochy

Category:

Закрываем тему немецких пленных-2

Закрытие темы о немецких военнопленных вызвала живой интерес публики и недовольство в стиле: "чего старое ворошить, мы победили!"
Возникли и резонные вопросы о смертности немецких пленных по годам.
Всю информацию по подобным вопросам (ну не всю, но многое) можно получить из книги, изданной аж в 2000 году при содействии вражеского Фонда Сороса - конечно, нет бы наши славные победы и раздачу плюшек пропиарил!
И посему подобные книги редкость.
Вот она есть в Сети, скачайте, пока Комиссия по истории не зачистила: http://museumkk.ru/images/PDF/Voennoplennye_v_SSSR.pdf

Ею немного неудобно пользоваться.
Справка о движении контингента есть в разделе 3.33 - это справка чекиста Бронникова от 27 июня 1945 года. (Но она противоречит другим документам, о чем позже.)

Смотрим данные:
Поступило по годам
1941 - 9147
1942 - 46047
1943 - 181148
1944 - 704853
1945 - 2179749
Из них умерло:
1941 - 222
1942 - 8680
1943 - 119322
1944 - 71834
1945 - 118431 (до 20 июня 1945)
Как видим, наибольшая смертность в 1945. Правда, и пленных больше.

Теперь о 1942 годе, до всякого Сталинграда и обморожений:
"8 января 1942 г. НКВД СССР направил на места
циркуляр № 5 «Об использовании всех способных к
труду военнопленных на работах» (док. № 6.8а). В результате в первой половине 1942 г. число производственных лагерей увеличилось. К существующим
добавились Унженский (лесные работы), МонетноЛосиновский и Басьяновский (торфоразработки Наркомата электростанций). Военнопленных не хватало,
поэтому часто при создании новых производственных
лагерей в них направлялась часть военнопленных из
уже существующих (док. № 6.10).
Использование труда военнопленных в первый
год войны нельзя признать удовлетворительным. В
созданных на скорую руку производственных лагерях
отсутствовали элементарные условия для жизни. Бытовая неустроенность, перебои с поступлением продовольствия, отсутствие тех или иных продуктов при интенсивном тяжелом физическом труде в течение
12 часов в день (док. № 6.9) приводили к росту заболеваемости и смертности среди военнопленных. Так в
Унженском лагере УЛЛП НКВД СССР (Горьковская
обл.) за три месяца его существования из 2500 человек более 600 умерли, свыше 1500 тяжело заболели
дистрофией"//стр. 43

Между тем 2500 - это четверть всех пленных 1941 и начала 1942 года. К тому же 222 уже умерли в 1941.
И из этой четверти за три месяца на тяжелых работах умер каждый четвертый.

Теперь о расхождениях статистики.
Я смотрю, что и Рюдигер Оверманс использовал справочку от июня 1945, занижая число умерших в советском плену.
Но наш исследователь С.Г. Сидоров из Волгоградского госуниверситета во Введении к сборнику документов пишет:
"с начала войны к этому времени (15 апреля 1943)
из 291 856 учтенных УПВИ НКВД СССР военнопленных умерло 171 774 чел., или почти 59%. Из них
75 600 человек умерло в лагерях, 29 006 — в пути,
31 648 — на приемных пунктах, 33 275 в госпиталях,
5849 — в частях Красной Армии до передачи в приемные пункты, 2245 — при приемке в лагерях военнопленных" (ЦХИДК. Ф. 1/п, оп. 01е, д. 15а, л. 32–33)//стр. 31

Погодите! Но товарищ Бронников нам написал, что до января 1944 всего в плену оказались порядка 236 тысяч человек! Как же к 15 апреля 1943 могло оказаться 291 тысяча?!
Товарищи, это же ведомство Лаврентия Палыча, тут ЛЮДИ С ЧИСТЫМИ РУКАМИ! Они сообщают только святую правду и ничего кроме правды!
Как им не верить, вот и великий Оверманс поверил...

А Сидоров лучше знает нашу Родину, сынок, и пишет:
"Такие высокие показатели смертности никак не
устраивали НКВД, и через год предпринимается попытка «улучшить» ситуацию. На 1 марта 1944 г. число
учтенных военнопленных было 252 028 человек (приложение № 8), а на 5 июля 1943 г.— 195 947. Однако в
документах УПВИ НКВД СССР сохранились сведения за 1943 г., в которых число учтенных военнопленных
еще на 25 февраля 1943 г. составляло 256 918, из которых 199 090 были работоспособными (док. № 2.12),
на 15 апреля — 291 856 человек и на 1 мая того же года — 292 630 человек (приложение № 7). Таким образом, общее число военнопленных, попавших в систему
УПВИ НКВД СССР к марту 1944 г., было занижено не
менее чем на 100 тыс. человек."//стр. 31-32

Документ 2.12 -  эта та самая записка Кобулова Берии, о которой у меня отдельная тема. А Приложение 7 находится на 1014 странице книги. И пытается по сохранившимся данным воссоздать реальную картину пленения и смертности в советских лагерях ГУПВИ.
Мы видим, что еще 13 февраля 1943 картина приемлемая: в плену находятся 270 тыщ пленных, а 12.600 уже умерли (9 тыщ умерли уже к январю 1943, когда всего взяли в плен за все время 55 тыщ - причем большинство взяли только что - в ноябре-декабре 1942).
Уже к 15 апреля 1943 умерло 171 тыща.
Допустим, это "ослабленные сталинградские пленные".
Смотрим смертность на период с 15.04.43 по 05.12.43: умерло еще 48 тыщ, хотя в плен взяли только 43 тыщи.
Все еще ослабленные сталинградцы?! Да сколько же их?!
Если к декабрю умерло 229 тысяч?!
О такой великой победе надо трубить, а нам говорят про 91 тысячу пленных в Сталинграде.
То есть или в Сталинграде взяли больше, а когда они перемерли в плену, списали... Нет, это противоречит словам Кобулова:
То есть никаким Сталинградом не объяснить смертность 216 тысяч пленных за период февраль-декабрь 1943.
Даже если все сталинградцы умерли, как объяснить смерть еще 125 тысяч? А не все сталинградцы умерли, значит, умерло минимум 131 тыща. Из 275 тысяч плененных в 1943 году (кроме Сталинграда).


Таким образом, чекисты, понимая, что смертность что-то высоковата - как бы не наказали, начали подчищать документы, занижая число взятых в плен.
Но все документы они не уничтожили, в связи с чем мы и можем оценить смертность в советских лагерях военнопленных как во многом сходную в процентном отношении с немецкими лагерями военнопленных.

Известно, что Комиссия Машке (ФРГ) в 1970-е оценивала число умерших в плену в миллион или более того.
Но это может быть и ошибкой, и элементом Холодной войны.
Однако и в настоящее время тема содержания и смертности немецких и прочих военнопленных в СССР изучена явно недостаточно.
Tags: Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Роман Дорн
Subscribe

Buy for 10 tokens
Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые. Покорение сил природы, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments