Мит Сколов (mskolov) wrote in new_rabochy,
Мит Сколов
mskolov
new_rabochy

Categories:

Интеллектуальный фундамент социалистического строительства

Из доклада члена КПРФ профессора Анатолия Павловича Боровикова, via beskomm

Овладеть наукой, марксизмом-ленинизмом – интеллектуальным фундаментом социалистического строительства

Отстаивая ленинскую установку о возможности победоносного социалистического строительства в СССР, Сталин одновременно неослабное внимание уделял тому, чтобы все это строительство с самого начала осуществлялось на прочной, действительно научной основе. Требовалось повернуть массовое сознание советских людей в сторону науки и вызвать у них, особенно у молодежи, стремление ею овладеть. В концентрированном виде эта задача была раскрыта Сталиным в 1928 г. на VIII съезде комсомола. То есть в самом начале первой пятилетки, ознаменовавшей развертывание социалистического строительства в СССР.
Выступая на съезде, он сказал:

«Чтобы строить, надо знать, надо овладеть наукой. А чтобы знать, надо учиться. Учиться упорно, терпеливо. Учиться у всех – и у врагов и у друзей, особенно у врагов. Учиться, стиснув зубы, не боясь, что враги будут смеяться над нами, над нашим невежеством, над нашей отсталостью.

Перед нами стоит крепость. Называется она, эта крепость, наукой с ее многочисленными отраслями знаний. Эту крепость мы должны взять во что бы то ни стало. Эту крепость должна взять молодежь, если она хочет быть строителем новой жизни, если она хочет стать действительной сменой старой гвардии.

Нам нельзя теперь ограничиваться выработкой коммунистических кадров вообще, большевистских кадров вообще, умеющих поболтать обо всем понемножку. Дилетантство и всезнайство – теперь оковы для нас. Нам нужны теперь большевики-специалисты по металлу, по текстилю, по топливу, по химии, по сельскому хозяйству, по транспорту, по торговле, по бухгалтерии и т.д. и т.п. Нам нужны теперь целые группы, сотни и тысячи новых кадров из большевиков, могущих быть хозяевами дела в разнообразнейших отраслях знаний. Без этого нечего и говорить о быстром темпе социалистического строительства нашей страны. Без этого нечего и говорить о том, что мы сумеем догнать и перегнать передовые капиталистические страны.

Овладеть наукой, выковать новые кадры большевиков-специалистов по всем отраслям знаний, учиться, учиться, учиться упорнейшим образом, – такова теперь задача.

Массовый поход революционной молодежи за науку, – вот что нам нужно теперь, товарищи» [1].


Нацеливая кадры партии и комсомола на овладение конкретными отраслями науки, на их обусловленную хозяйственными потребностями специализацию, Сталин вместе с тем особо также отмечал, что есть одна отрасль науки, знание которой обязательно для представителей всех других научных отраслей. Это – марксизм-ленинизм. Нет необходимости, говорил он, чтобы, например, специалист-медик был одновременно специалистом по физике, ботанике и наоборот. Но нельзя считать действительным коммунистом-ленинцем человека, замкнувшегося в свою специальность и не видящего ничего дальше нее. Коммунист-ленинец не может быть только специалистом своей отрасли. А он вместе с тем должен быть политиком-общественником, живо интересующимся судьбой своего отечества, знакомым с раскрытыми в марксизме-ленинизме законами исторического развития, умеющим пользоваться ими и стремящимся быть активным участником политического руководства страны [2].

Сталин не уставал напоминать, что марксизм-ленинизм есть научное выражение коренных интересов рабочего класса, теория возникновения, становления и развития коммунистической общественно-экономической формации. И большевистская партия своими успехами и преимуществами обязана именно тому, что руководствуется марксизмом-ленинизмом в своей работе. И пока коммунисты будут оставаться верными этому учению, пока они будут владеть этим компасом в их движении по пути социалистического строительства, они будут иметь несомненные успехи. Без знания же перспектив и целей, которыми марксизм-ленинизм вооружает коммунистов, партия успешно руководить социалистическим строительством не сможет [3]. Без ясной, правильной теории не может быть и ясной, правильной практики.
Отсюда, указывает Сталин, требуется решительно изживать свойственную многим практикам опасную беззаботность насчет вопросов теории. Конечно, чрезмерная загруженность кадров чисто практической работой объективно отбивает у них охоту, лишает возможности пополнять свой теоретический багаж. Но трудности эти надлежит непременно преодолеть. Необходимо повернуть внимание кадров, увязших в вопросах того или иного ведомства, в сторону теории, в сторону больших проблем международного и внутреннего характера [4].

Сталин подчеркивал:

«Нужно признать как аксиому, что чем выше политический уровень и марксистско-ленинская сознательность работников любой отрасли государственной и партийной работы, тем выше и плодотворнее сама работа, тем эффективнее результаты работы, и, наоборот, чем ниже политический уровень и марксистско-ленинская сознательность работников, тем вероятнее срывы и провалы в работе, тем вероятнее измельчание и вырождение самих работников в деляг-крохоборов, тем вероятнее их перерождение. Можно с уверенностью сказать, что если бы мы сумели подготовить идеологически наши кадры всех отраслей работы и закалить их политически в такой мере, чтобы они могли свободно ориентироваться во внутренней и международной обстановке, если бы мы сумели сделать их вполне зрелыми марксистами-ленинцами, способными решать без серьезных ошибок вопросы руководства страной, то мы имели бы все основания считать девять десятых всех наших вопросов уже разрешенными» [5].

Важно особо отметить, что установку на постоянную учебу Сталин давал не одной только молодежи, а относил ее ко всем без исключения кадрам, в т.ч. и к старым большевикам, включая самого себя. В 1929 г. на одном из совместных пленумов ЦК и ЦКК он заметил:

«Если мы потому только называемся старыми большевиками, что мы старые, то плохи наши дела, товарищи. Старые большевики пользуются уважением не потому, что они старые, а потому, что они являются вместе с тем вечно новыми, не стареющими революционерами. Если старый большевик свернул с пути революции или опустился и потускнел политически, пускай ему будет хоть сотня лет, он не имеет права называться старым большевиком, он не имеет права требовать от партии уважения к себе» [6].

По дневниковым записям Г.М. Димитрова, Сталин на обеде после праздничной демонстрации 7 ноября 1940 г. сетовал на то, что многие кадры заражены у нас опасным самодовольством и не любят, не желают учиться, хотя условия для этого имеются прекрасные. Между тем, подчеркнул он, – «Век живи, век учись!». Необходимо постоянно учиться и каждые 2-3 года переучиваться. Обращаясь к присутствующим, Сталин сказал: «Ведь я могу учиться, читать, следить каждый день; почему вы это не можете делать? Не любите учиться, самодовольно живете себе. Растрачиваете наследство Ленина». На оправдательную реплику М.И. Калинина о нехватке для учебы времени Сталин отреагировал: «Нет, не в этом дело! Люди беспечные, не хотят учиться и переучиваться. Выслушают меня и все оставят по-старому. Но я вам покажу, если выйду из терпения. (Вы знаете, как я это могу). Так ударю по толстякам, что все затрещит». И провозгласил тост за тех коммунистов, большевиков, которые понимают, что надо учиться и переучиваться [7]. Личная библиотека самого Сталина, как орудие и база для постоянного учения и переучивания, составляла к концу его жизни не менее 20 тысяч томов [8].

Вопросы теоретической подготовки, идейной закалки, марксистско-ленинского воспитания кадров Сталин держал в поле своего внимания до самых, можно сказать, последних своих дней. Их он специально затронул в своей последней научной работе «Экономические проблемы социализма в СССР» [9]. О них он с озабоченностью говорил 27 октября 1952 г. (всего за несколько месяцев до своей кончины) на заседании Бюро Президиума ЦК КПСС [10].

Силу марксистско-ленинской теории Сталин видел в том, что она дает возможность партии, коммунистам ориентироваться в обстановке, понимать внутреннюю связь окружающих событий, предвидеть ход истории и распознавать не только то, как и куда развиваются события в настоящем, но и то, как и куда они должны развиваться в будущем. Коммунистическая партия, не овладевшая марксизмом-ленинизмом, вынуждена брести ощупью, она теряет уверенность в своих действиях и не способна успешно вести трудящихся вперед.

= = =

Всевозможные реставраторы капитализма в нашей стране (как ранние, так и последующие) потратили много сил для того, чтобы изъять Сталина из партии и тем резко ослабить ее идейное вооружение. Задача современных коммунистов, борющихся за преодоление реставрации и возвращение страны на путь социализма, – в полной мере вернуть Сталина в партию и творчески, в духе сталинской методологии, с учетом нынешних внутренних и международных реалий использовать его теоретико-политическое наследие для дальнейшего неуклонного усиления идейного вооружения своих рядов.

Примечания
[1]. Там же. Т.11.С.76-77.
[2]. Там же. Т.14.С.428-429.
[3]. Там же. Т.6.С.259;Т.13.С.377.
[4]. Там же. Т.6.С.257;Т.13.С.349-350;Т.14.С.206.
[5]. Там же. Т.14.С.428.
[6]. Там же. Т.12.С.1-2.
[7]. Там же. Т.18.С.207-208.
[8]. Там же. Т.17.С.192.
[9]. Сталин И.В. Экономические проблемы социализма в СССР. – М.:Госполитиздат, 1952.С.10.
[10]. Сталин И.В. Т.18.С.290.

Subscribe

Featured Posts from This Сommunity

Buy for 10 tokens
Предлагаю опрос о том, как Нью-Рабочий переживает ковид-эпидемию. Понятно, что для чистоты картины нужно отвечать честно или вообще не отвечать. Важно сочетание прививки и болезни - не важно что произошло раньше.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Featured Posts from This Сommunity