romdorn (romdorn) wrote in new_rabochy,
romdorn
romdorn
new_rabochy

Categories:

И живые позавидуют мертвым!

В первобытность на оленях мы пронесемся в жуткий мрак,
А ты давно уж на коленях и не заметил просто как…
С неба упадут лягушки, их подадут вам на обед.
А где, спросите, ваши души? Их давно в помине нет,
И мораль твоя нетверда, жди и скоро будет так:
Живые будут завидовать мертвым.

"Монгол Шуудан" (
https://www.youtube.com/watch?v=tb1LUYQIS6c)


Уже несколько лет, как я стал замечать склонность наших граждан к нытью. Я и сам к нему временами склонен, так что в декабре 1998 года мои знакомые рок-музыканты (муж и жена) сказали мне: "ты такой молодой, красивый, умный и перспективный, что ж ты так мрачно настроен?"
Помнится, я растерялся, хотя мне было приятно, что меня назвали красивым)).
Любимой моей рок-песней тогда был "Апокалипсис" от "Черного обелиска": https://www.youtube.com/watch?v=v-t0prs17Yk
А мои новые знакомые надо мной из-за этого посмеивались. Еще я помню, как в советских книжках писали про западную массовую культуру: мол, пристрастие к ужасам и фильмам о зомби - это от неуверенности в завтрашнем дне, а у советского человека уверенности что в 1937, что в 1942, что в 1953, в 1968, 1983 или 1989 годах - хоть отбавляй.

Я помню, как читал статью Кагарлицкого "Износ-2": https://vz.ru/columns/2006/3/16/26034.html
А потом с удивлением замечал незначительность реального упадка инфраструктуры. Не то, чтобы его не было. Однако я всегда помнил отца пилота американского вертолета в Ираке, который говорил СМИ, что в падении оного виноват не его сын, а сам вертолет, потому что ему было 35 лет, а я-то думал, что у них все новенькое и блестящее.
Люди всегда и всем везде недовольны - это некая социальная закономерность.
Однако постоянное недовольство россиян всем и вся, мрачное остервенение и погуливающее ощущение, что "пусть лучше ужасный конец, чем ужас без конца", стали вызывать у меня стойкое убеждение, что это некая национальная культурная черта, а вовсе не ситуативная реакция.


Поделившись таким наблюдением с моим френдом ruloncheg-ом, я получил от него дельный совет: ознакомиться с писаниями басурманской исследовательницы Нэнси Рис, что я не преминул сделать: http://www.fedy-diary.ru/html/112010/20112010-04a.html

Нэнси пишет много занятного. В частности, она отмечает:

"я сторонница идеи о том, что культура эпохи социализма (и даже сталинская тоталитарная культура) не смогла вытеснить собой или "вытравить" традиционную русскую культуру, потому что сама была "скроена", насквозь "прошита" и сформирована этой самой культурой. (См. замечание Пьера Бурдье (Bourdieu and Wacquant 1992: 102) по поводу заведомой ограниченности тоталитарных институтов. Михаил Эпштейн (Epstein 1991: 72) выделяет в советской идеологии несколько уровней - марксистско-ленинский, славянофильский, просвещенческий, популистский, утопический и другие, - показывая, что эта идеология, претендовавшая на положение системы-гегемона, представляла собой на самом деле "попурри" из разнообразных - и подчас противоположных по направленности - доктрин.)".

В самом деле, самые правоверные российские марксисты зачастую проявляют прямо-таки филофейско-крижаничевскую веру в то, что Октябрьская революция и существование СССР  стали какой-то небывалой страницей мировой истории, так что теперь надо постоянно стремиться "возродить" этот передовой опыт, а стоит заикнуться о косяках на этом светлом пути, которые хорошо бы не повторять, как услышишь в ответ, что альтернатив не было, что просто так получилось и т.д.

И все это очень странно слышать от людей, которые принципиально должны быть антидогматичны и склонны к постоянной ревизии своих воззрений.

А тут недавно я вел дискуссию в дружественном сообществе: https://com-discussion.livejournal.com/22744.html#comments

И когда оппонент изрек:
"Сырные продукты, творожные продукты, молочные продукты в т. ч. мороженое, йогурты, "взбитые сливки" и все торты на их основе, прессованные чипсы, соевая колбаса и сосиски, бройлерные куры, накаченные анаболиками коровы, хлеб, произведенный по ускоренной технологии из низкокачественной муки с улучшителями. Все продукты, кторые идут со слоганом "со вкусом" чего-то. Все это наносит страшный вред здоровью...
...продолжительность жизни... уже перестала расти. Сейчас люди, родившиеся пред войной, живут дольше своих детей. Это люди прошедшие жесточайший естественный отбор.Еще живы 100-летние ветераны войны. И это во всем мире. Они и поднимают статистику"
- я потерял дар речи, в том смысле, что не знал, как продолжать дискуссию.
Но, почитав Нэнси Рис, решил накропать данный пост, который и стал моим общим "экзистенциальным" ответом.))

Нэнси фактически приходит к выводу, что трудная жизнь советских людей - это вторично, первично же само отношение к жизни, изобилующее литаниями (воззваниями к высшим силам) и ламентациями (жалобными молитвами, плачем).

"Однажды мартовским вечером 1990 г. мы с друзьями собрались за праздничным столом; как часто бывало, разговоры о "полной разрухе" почти вытеснили все другие темы. "Ты знаешь, что сейчас в Калужской области все по карточкам?" - "У меня родители в Киеве уже сами сажают картошку". - "Говорят, теперь в колбасе одни пестициды, гормоны и чернобыльская радиация; детям ее нельзя давать, а все равно покупают - народ истосковался по мясу". - "Полная разруха". "Да, - сказал один молодой человек, работавший на железной дороге. - Я на работе слышал: приезжали какие-то японцы проверять наши железные дороги, посмотрели и сказали, что в жизни не видели такого кошмара - насыпи сползают, рельсы в ужасном состоянии. Говорят ждите катастроф, особенно на ленинградском направлении, оно особенно перегружено". "Да, - протянул другой гость, - полнейший распад". В какой-то момент я наивно попыталась втиснуться в эту литанию: "Что можно сделать, чтобы все это исправить?" Мой вопрос был встречен молчанием; тогда я не понимала ритуальной сущности подобной реакции."

Очень знакомые описания, не правда ли?!

Правда, современные люди знают, как все исправить: чтоб не настал конец света, нужно выбрать Президентом России Павла Грудинина!
Некоторые советуют Навального, но его не допустили к выборам.
В 1991 году тоже был известен рецепт: Ельцин поможет во всем.

Это не мои домыслы, вот что пишут:

"пришло, наконец, время перемен – дальше страна в том виде, в котором ее выстраивал по либеральным лекалам Путин, существовать не может. Народ и общество поняли это бесповоротно и окончательно – поэтому и появился Грудинин, в котором люди с первого взгляда узнали свой шанс изменить жизнь к лучшему"//https://com-discussion.livejournal.com/29313.html

И тут у меня воспоминания о песне Бориса Гребенщикова, прям про наши события:

"Он скуп на слова, как де Ниро;
С ним спорит только больной.
Его не проведешь на мякине,
Он знает ходы под землей.
Небо рухнет на землю,
Перестанет расти трава -
Он придет и молча поправит все,
Человек из Кемерова."

Грудинин, правда, москвич, но дело не в этом: с чего вдруг все так уверовали во всесилие того или иного кандидата? Что конкретно сможет улучшить даже самый лучший кандидат (к слову, я и сам собираюсь голосовать за Грудинина)?
Вот смотрю я его предвыборную программу (https://com-discussion.livejournal.com/29054.html), и она меня разочаровывает. Но так как я давно стараюсь слишком многого не ждать от жизни, то и разочарование не столь фатально, как может быть у тех россиян, которые слишком уж чем-то увлечены и очарованы.

Вернемся все же к нашей Нэнси и ее наблюдениям.

"Слова "полная разруха" и аналогичные фразы типа "полный развал" или "распад" постоянно звучали лейтмотивом разговоров в кругу многих моих московских знакомых. "Полный распад" заключал в себе все, что рушилось в тогдашнем российском обществе; это был дискурсивный знак эскалации преступности, исчезновения товаров с прилавков магазинов, экологических катастроф, падения производства, этнических конфликтов на Кавказе, "деградации" искусства, распространения порнографии и других проявлений безнравственности, которые видели повсюду. Хотя почву для разговоров такого содержания в изобилии давали происходившие тогда перемены и острота социальных проблем, но то, как люди говорили друг с другом на эти темы, как расцвечивали свои повествования собственными эмоциями и деталями из личного опыта, служило к созданию весьма специфического, сугубо местного ощущения реальности. "Полная разруха" превратилась в фольклорный жанр со своей структурой (литания), особым общим настроем (предчувствие еще худшего), сосредоточенностью на определенных темах (чем больше крови и ужасов, тем лучше) и ожиданием определенной реакции со стороны слушателей (встревоженное удивление). К тому же, эти истории объединяли людей одинаковым переживанием текущего момента и давали им чувство общей судьбы".


"Наталья Викторовна готовила салат и бутерброды с плавленым сыром и по ходу дела говорила, а я сидела за кухонным столом и слушала. Примерно полчаса она перечисляла насущные проблемы России, вела речь о нехватке товаров и продуктов, коррумпированности властей, росте преступности, неумении русских работать, затем снова о дефиците. В какой-то момент она перестала резать капусту и, выразительно размахивая ножом, сказала следующее:
"Вот такая у нас жизнь, настоящий театр абсурда. Такого не может быть ни в одной цивилизованной стране, ни в Америке, нигде. Ты понимаешь, каково людям, когда нет аспирина, нет инсулина? Мясо, что я последний раз видела в магазине, было уже полусгнившее и по такой цене, что кто может его себе позволить? Наша родина такая несчастная, такая несчастная".
После этого она начала все сначала, приводя новые яркие примеры советской неэффективности и коррупции среди чиновников, жалуясь на вызванный перестройкой упадок социальной сферы и на гибель прежних ценностей. Литания прекратилась, только когда я собралась уходить; Наталья Викторовна пригласила меня приходить еще и на прощание сказала.- "С моей пенсией я не могу угостить тебя получше, но так приятно с кем-то поговорить. Ты не обыкновенная иностранка - ты понимаешь российскую жизнь, понимаешь, как мы живем".
Слышанные мною литании могли быть, вроде речей Натальи Викторовны, долгими и подробными, построенными из отдельных связанных с темой сегментов, причем составлять такой сегмент могла и одна-единственная фраза. Например, один ветеран войны, инженер лет под семьдесят, уверял меня, что вообще-то он по натуре оптимист, верит в прогресс и ожидает лучшего. Вдруг посреди разговора он на мгновение задумался и сказал: "Но иногда поглядишь вокруг и увидишь всю эту дикость, все это варварство, пьянство, разложение, эту преступность... Да, трудно не потерять надежду". Он произнес пять ключевых слов с типичной протяжной интонацией, поднимавшей такой комментарий до уровня литании".
"Однажды холодным декабрьским утром старая бабушка, мать главы семьи, вышла из дому с авоськой в руках Перевалило за полдень, а ее все не было "Где бабушка?" - спросил кто-то "Пошла за сахаром", - был ответ. Наконец под вечер бабушка появилась, неся в авоське килограмм сахару. Старушка девять часов стояла в очереди, чтобы купить по своей продуктовой карточке кило песку. Весь вечер и весь следующий день американская гостья слышала, как семья рассказывала эту историю по телефону всем знакомым. Те передавали ее своим друзьям и знакомым "Бабушка целый день стояла в очереди".
Этими многочисленными рассказами бабушка была как бы возведена в ранг святой".

Нэнси не уходит в далекие дебри, а мне вот все вспоминаются два известных высказывания Ленина и Сталина, демонстрирующих их типичное российское нытье:

"из 10½ миллионов евреев на всем свете немного более половины живет в Галиции и России, отсталых, полудиких странах, держащих евреев насилием в положении касты. Другая половина живет в цивилизованном мире"//https://ru.wikisource.org/wiki/Критические_заметки_по_национальному_вопросу_(Ленин) - полудикие страны и цивилизованный мир - какие знакомые по концу 1980-х клише! Галиция у Ленина даже стала страной, так он увлекся!

"История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы. Били турецкие беки. Били шведские феодалы. Били польско-литовские паны. Били англо-французские капиталисты. Били японские бароны. Били все – за отсталость. За отсталость военную, за отсталость культурную, за отсталость государственную, за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную"//http://grachev62.narod.ru/stalin/t13/t13_06.htm

Тут, конечно, бред на бреде: монголы били Древнюю Русь, а "старая Россия" сформировалась при Иване Третьем, а вскоре Иван Четвертый разгромил остатки ордынской государственности; турки били Россию в период могущества Порты, когда она била Австрию и Польшу, но в 18 веке Россия стала бить турок; польско-литовские паны били Русь в период Смуты; англо-французы добились ограниченного успеха в Крымскую войну, а в точках их высадки в разных регионах им маленько накостыляли; японцы - да, разбили русскую армию и флот - но не из-за особой отсталости, а так разово получилось. Ленин, конечно, написал тогда статью про гнилость царского режима, но это же все общие фразы.

И общее в них одно: где-то далеко есть город золотой, где сплошь все цивилизованные, "одетые во все заграничное" (С), там никто не знает поражений, член стоит до 100 лет, а живут вовсе вечно.

А такие мечты, характерные для обывателей, не пристало проговаривать представителям научного социализма.

Tags: За Грудинина!, Российская Федерация, общество, оптимизм, экономика
Subscribe

promo new_rabochy 10:55, thursday 107
Buy for 10 tokens
Покой нам только снится deminded в очередной раз копнул Маркса https://deminded.livejournal.com/208004.html "Страдание по стоимости" Конкретно - "трудовую теорию стоимости". Хороший пас - эти страдания показали, в чем дело, что сейчас не так. Отчего им приходится снова и снова ворошить ветхие…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 87 comments