romdorn (romdorn) wrote in new_rabochy,
romdorn
romdorn
new_rabochy

Category:

Синяя Ворона против Льва Толстого и Эриха Фромма

Целые массы человеческих существ останутся по-прежнему прикованными к производству одного вида продуктов, целые «населения» будут заняты в одной какой-нибудь отрасли производства, и человечество будет, как и до сих пор, делиться на известное число различным образом искалеченных «экономических разновидностей», каковыми являются «тачечники» и «архитекторы». Выходит, что общество в целом должно стать господином средств производства лишь для того, чтобы каждый отдельный член общества оставался рабом своих средств производства, получив только право выбрать, какое средство производства должно порабощать его.
Фридрих Энгельс. Анти-Дюринг



Прочитал заметку Синей Вороны про детский спорт и балет. Полагаю, что реальность она воспринимает искаженно, но вполне характерно для сталинистов, ибо сталинизм есть разновидность миссионерства в смеси с хилиазмом.



Разберем подробно ее мнения:

ЯНА ЗАВАЦКАЯ ПОВЕСТВУЕТ О ЗАКАТЕ ЕВРОПЫ И КОММУНИЗМЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ
Вот немцы посмотрели кино про российскую балетную школу:
"Дети живут в интернатах, не видятся с родней (похоже, это в последний год из-за пандемии - но не уточняется). 8 часов тренировок в день. "У нас никто на усталость не жалуется". Даже намекнули, что их там бьют...
Какой ужас! Детей лишают детства! Как можно! Это какие-то биороботы!
...
Дело в том, что на Западе тоже есть балет. Мы несколько лет назад смотрели, например, прекрасный ансамбль молодых танцоров - они еще и приходили к дочке в школу и рассказывали о себе. Так вот, танцевали они великолепно, высочайший уровень. Занимались тоже по 8 часов в день, а как иначе? Но в ансамбле, кажется, ни одного немца не было - набрали девушек и юношей из Японии, Китая, России, каких-то постсоветских государств,  один итальянец был...
То есть в Германии детей дрессировать не надо, зачем, высшая раса же, у них "есть детство", а для балета можно просто закупить тех, кого обучали жесткими методами в других странах."

"Запад" - это немчики, что ли? А итальянцы уже и не Запад? А французы как? Они ж вроде законодатели мод современного балета:
Морис Бежар (https://ru.wikipedia.org/wiki/Бежар,_Морис), Режис Обадиа (https://ru.wikipedia.org/wiki/Обадиа,_Режис), а вот обзорная статья: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-tanets-vo-frantsii-istoriya-i-tendentsii/viewer
Обадиа, наоборот, считает, что в России пока нету современного танца, она все еще по классике зависает: https://www.timeout.ru/spb/feature/473534

Она вообще склонна апокалиптически расписывать будущее Запада:
"Думаю, современные российские достижения в спорте и балете тоже через некоторое время закончатся - следующие поколения перестанут напрягаться и перестанут понимать, зачем это вообще было нужно. Так же, как уже перестали это понимать на Западе" - словно Шпенглера читаешь или Макса Нордау)).
Между тем, на Западе полно преуспевающих спортсменов и артистов, которые явно много работают над собой. В той же Германии это, например, Маркус Рул: https://www.ambal.ru/man.php?m=108
У него еще была жена Симона, тоже постоянно сверхнапрягавшаяся ради таинственных целей: http://howmade.ru/zheny-xalkov-kak-vyglyadyat-vernye-sputnicy-samyx-silnyx-bodibilderov/
А в Дании хотя бы Сёрен Фалби: https://zen.yandex.ru/media/filinfit69/soren-falbi-35letnii-datskii-viking-vesom-130-kg-razvenchal-mif-o-brutalnyh-bodibilderah-60587b29038eb86b10b2d2ff
Его подруга, кстати, паурлифтерша.


Дальше читаем такое суждение Яны:
"с одной стороны по 8 часов занятий в день. С другой - все люди работают по 8 часов... Необычно лишь то. что это дети, а детский труд в наших странах запрещен. Но ведь это не просто труд, не уголь же добывать - это работа над собственной личностью, та же учеба. И опять же, в такие интернаты рвутся!" - тут становится интересно, неужели рвутся за "развитием личности"? А то вон американские негры все рвутся в спорт - в баскетбол, в бокс, в культуризм...
Неужели личность развивать? Или это просто вариант социального лифта, путь наверх?
И, кстати, даже творческий труд детям по 8 часов противопоказан и запрещен законом. Шалва Амонашвили писал про то, что уроки у первоклассников должны быть штуки три минут по 10, а дальше игра. Он еще против отметок возражал, потому что личность приучается работать за стимулирование, а не потому, что ей это интересно...


А вот россыпь глубокомысленных суждений:
"если человек хочет делать что-то серьезное - сверхнапряжение практически неизбежно. Без него на высокий уровень не выйдешь. Занимаясь только "для удовольствия", ни в одном виде спорта, ни в музыке, ни в науке ничего достичь нельзя. Везде надо себя преодолевать, где-то даже ломать, везде надо напрягаться.
Заставлять напрягаться - нельзя, безусловно. Но ведь не заставляют".
Почему  это не заставляют? Заставляют именно угрозой отчисления, которая приведет к прощанию с социальным лифтом, то есть с той самой "американской мечтой" стать миллионером из чистильщика сапог...
И вопрос сверхнапряжения решается в марксизме просто: имеется ли в данном случае отчуждение личности от результата или нет. То есть в самом ли деле человек "развивает личность" или он хочет "получить медаль, Ленинскую премию, квартиру, машину, дачу" (помните, как за олимпийское золото Российский олимпийский комитет вручал БМВ Х5 или что-то вроде того?)

Для мира капитализма отчужденный результат - дело привычное, но далее Ворона вдруг находит в профессиональной дрессуре нечто коммунистическое (ну да, в СССР же дрессировали, значит, это хорошо)):
"красота и сила личности все еще считаются ценностью, что эта грань коммунистической идеологии все еще находит отклик в чьих-то сердцах. И вот да, это один из моментов. отличающих просто левую идеологию от коммунистической. Потому что просто левая идеология абсолютно не предполагает совершенствования личности, она и общество не предлагает радикально менять, то есть ее устраивает то, что есть".
Да, идеи Модерна глубоко пустили корни в сердце Вороны)). Всё бы ей изменить мир, да так, чтоб на Марсе стали яблони цвести!))
Пост-Модерн, да, во многом разочаровался в результатах унифицирующего и брутального Модерна.
Оказалось, что под соусом "гармоничных личностей" получаем ограниченных спортсменов или даже узко мыслящих писателей с режиссерами. А уж про актеров лучше молчать, тем более про танцоров. У них мозг, возможно, и вовсе работает лишь на кооррдинацию движений.

Собственно, идея всесторонне развитой личности - она афинская, из Античности. Когда Пифагор был математиком, но и участником Олимпиады по кулачному бою. А в дальнейшем это воспринял Ренессанс.
Маркс, симпатизировавший и Античности, и Ренессансу, восстал против капитализма отчасти и по причине его профессионализации, сужения личности, ее деградации в интересах денежного преуспеяния. Как в цитате из Энгельса в эпиграфе.
Однако спорт и балет высших достижений - это не коммунистическая идея. В Швеции запрещены соревнования по боксу, и это правильно, ибо нормальный бокс - это постоянные микротравмы головного мозга. А цель какая? Чтоб люди в пивных на тотализаторе сыграли?


ЛЕВ ТОЛСТОЙ СОМНЕВАЕТСЯ, ЧТО ЭТО ИСКУССТВО И ДЕЛО ХОРОШЕЕ
Русский классик некогда написал прекрасную книгу "Что такое искусство?", где разобрал верования людей в то, что искусство дело важное и для него нужно "сверхнапряжение". Толстой пришел на репетицию оперы и вот что он пишет:
"Вся такая репетиция продолжается шесть часов сряду. Стуки палочки, повторения, размещения, поправки певцов, оркестра, шествий, танцев и всё приправленное злобною бранью. Слова: «ослы, дураки, идиоты, свиньи», обращенные к музыкантам и певцам, я слышал в продолжение одного часа раз сорок. И несчастный, физически и нравственно изуродованный человек, флейтист, валторна, певец, к которому обращены ругательства, молчит и исполняет приказанное: повторяет 20 раз «я невесту сопровожда-а-аю» и 20 раз поет одну и ту же фразу и опять шагает в своих желтых башмаках с аллебардой через плечо. Дирижер знает, что эти люди так изуродованы, что ни на что более не годны, как на то, чтобы трубить и ходить с аллебардой в желтых башмаках, а вместе с тем приучены к сладкой, роскошной жизни и всё перенесут, только бы не лишиться этой сладкой жизни, — и потому он спокойно отдается своей грубости тем более, что он видел это в Париже и Вене и знает, что лучшие дирижеры так делают, что это музыкальное предание великих артистов, которые так увлечены великим делом своего искусства, что им некогда разбирать чувств артистов.
Трудно видеть более отвратительное зрелище. Я видел, как на работе выгрузки товаров один рабочий ругает другого за то, что тот не поддержал навалившейся на него тяжести, или при уборке сена староста выругает работника за то, что тот неверно вывершивает стог, и рабочий покорно молчит. И как ни неприятно видеть это, неприятность смягчается сознанием того, что тут дело делается нужное и важное, что ошибка, за которую ругает начальник работника, может испортить нужное дело.
Что же здесь делается, и для чего и для кого? Очень может быть, что он, дирижер, тоже измучен, как тот рабочий; даже видно, что он точно измучен, но кто же велит ему мучиться? Да и из-за какого дела он мучается? Опера, которую они репетировали, была одна из самых обыкновенных опер для тех, кто к ним привык, но одна из величайших нелепостей, которые только можно себе представить: индейский царь хочет жениться, ему приводят невесту, он переряжается в певца, невеста влюбляется в мнимого певца и в отчаянии, а потом узнает, что певец сам царь, и все очень довольны.
...
Невольно приходит в голову вопрос: для кого это делается? Кому это может нравиться? Если и есть в этой опере изредка хорошенькие мотивы, которые было бы приятно послушать, то их можно бы было спеть просто без этих глупых костюмов и шествий, и речитативов, и махания руками. Балет же, в котором полуобнаженные женщины делают сладострастные движения, переплетаются в разные чувственные гирлянды, есть прямо развратное представление...
Говорят, что это делается для искусства, а что искусство есть очень важное дело. Но правда ли, что это искусство и что искусство есть такое важное дело, что ему могут быть принесены такие жертвы? Вопрос этот особенно важен потому, что искусство, ради которого приносятся в жертву труды миллионов людей и самые жизни человеческие и, главное, любовь между людьми, это самое искусство становится в сознании людей всё более и более чем-то неясным и неопределенным"//http://tolstoy.ru/online/online-publicism/chto-takoe-iskusstvo/index.xhtml


ЭРИХ ФРОММ О РЫНОЧНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
"Товарообмен на локальном рынке давал возможность встретиться для обмена товарами. Производители и потребители были знакомы; они представляли собой сравнительно небольшие группы; спрос был более-менее известен, так что производитель мог производить товары, ориентируясь на этот определенный спрос.
Современный рынок уже не место встречи, а механизм, отличительная черта которого – абстрактный и безличный спрос. Производитель работает на этот рынок, а не на известный круг потребителей; вердикт рынка основывается на законах спроса и предложения: и рынок определяет, какой из товаров может быть продан и за какую цену...
Рыночное понятие ценности, превосходство меновой ценности над полезной привело к сходному понятию ценности в отношении людей и, в частности, в отношении человека к самому себе. Ориентацию характера, коренящуюся в восприятии себя как товара, а собственной ценности как меновой, я называю рыночной ориентацией.
В наше время рыночная ориентация получила ускоренное развитие с развитием нового – "личностного рынка", который является феноменом последних десятилетий. Клерки и продавцы, администраторы и врачи, адвокаты и художники – все представлены на этом рынке...
Принцип оценки и на личностном рынке, и на товарном один и тот же: на первом на продажу предлагаются личности, на втором – товары. Ценностью в обоих случаях является меновая ценность, для которой полезная ценность необходимое, но не достаточное условие. Правда, наша экономическая система не могла бы функционировать, если бы люди не были искусны в том деле, какое им надлежит исполнять, и обладали лишь приятной личностью. Даже самые изысканные манеры в обращении с больными и самый красиво обставленный офис на Парк-авеню не принесут успеха нью-йоркскому врачу, если он не обладает минимумом знаний и опыта. Какой бы обаятельной личностью ни была секретарша, это не спасет ее от потери места, если она не умеет быстро и грамотно печатать на машинке. Однако, если мы зададимся вопросом, каков удельный вес мастерства и личностной ценности как условий успеха, мы обнаружим, что только в исключительных случаях успех оказывается преимущественно результатом мастерства и каких-то других человеческих качеств, вроде искренности, порядочности и честности. Хотя соотношение мастерства и человеческих качеств, с одной стороны, и "личности" – с другой, как необходимых условий успеха, изменчиво, "личностный фактор" всегда играет решающую роль. Успех зависит, по большей части, от того, насколько хорошо человек умеет продать себя на рынке, насколько хорошо он умеет подать себя, насколько привлекательна его "упаковка"; насколько он "бодр", "крепок", "энергичен", "надежен", "честолюбив"; к тому же, каково его семейное положение, к какому клубу он принадлежит, знается ли он с нужными людьми. Тип желательной личности зависит от достигнутого человеком уровня в той специальной области, где он работает.
Тот факт, что чтобы добиться успеха, недостаточно обладать умением и умственным багажом для выполнения поставленной задачи, но нужно еще быть способным вступить в состязание со многими другими, формирует у человека определенную установку по отношению к самому себе. Если бы для достижения жизненных целей было достаточно полагаться на то, что ты знаешь и умеешь делать, самооценка была бы пропорциональна собственным способностям, т.е. собственной полезной ценности; но поскольку успех зависит, по большей части, от того, как ты умеешь продать свою личность, то ты воспринимаешь себя как товар, или, вернее, и как продавца, и как товар одновременно.
Человек заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтоб стать ходким товаром.
Это чувство можно было бы сравнить с чувством товара, например, с чувством сумок на прилавке, если б они могли чувствовать и мыслить. Каждая сумка старалась бы быть как можно "привлекательнее", чтобы привлечь покупателей, и выглядеть как можно дороже, чтоб получить цену выше, чем ее соперницы.
Сумка, проданная по самой высокой цене, чувствовала бы себя избранницей, поскольку это означало бы, что она самая "ценная" из сумок; а та, которая не была продана, чувствовала бы себя печальной и прониклась бы сознанием собственной никчемности. Такая судьба могла бы выпасть сумке, которая, несмотря на свой отличный вид и удобство, имела несчастье выйти из моды.
Подобно сумке, человек должен быть в моде – на личностном рынке, а чтобы быть в моде, ему нужно знать, какой вид личности пользуется повышенным спросом. Это знание сообщается в общем виде на протяжении всего процесса воспитания, от детского сада до колледжа, и восполняется в семье. Однако знания, полученного на этой ранней стадии, недостаточно; оно подчеркивает только некоторые общие качества, такие, как приспособляемость, честолюбие и чуткость к меняющимся ожиданиям других людей."//http://psylib.org.ua/books/fromm04/txt05.htm#3


РЕЗЮМЕ
Поскольку западноевропейские люди в массе достигли предкоммунистического состояния и не нуждаются в вечной борьбе за доказательство своего статуса, они и снизили требования к себе в том случае, если дело не увлекает их вовсю, а не "родители привели за ручку и провели работу".
Поэтому западные люди и удивляются дрессуре. Я активно читал Юрия Власова в свое время, и он все расписывал, какой он герой: с температурой рекорды ставил! И не получил, мол, ничего от подлых властей. Ну, что ему давали деньги, квартиру, машину (еще в 1960 году) он за поощрения не считал. При этом заливал, что очень любил "складывать силу", мечтал стать очень сильным и все такое. В этом свете непонятно, почему спорт он бросил раньше своих 29 лет? Решил, что достаточно силы наскладывал?
Думаю, это всё нытье и лукавство: любил чувак свое хорошее положение в обществе и всё чтоб по его складывалось, а когда плохо складывалось (как на Токийской Олимпиаде 1964 г.), очень гневался и всех вокруг обвинял в подлости (от Жаботинского до Медведева).
И что гармоничного в личности Власова? Что он был мощный штангист и еще книжки писал, а под старость даже баллотировался в Президенты России? При этом чем-то там так болел, что чуть коней не двинул в 36 лет?
При этом моя жена, прочитав "Справедливость силы",  даже взяла манеру называть меня "Юрий Петрович", если я начинал ныть и кого-то в чем-то обвинять: доминанта его личности показалась нам именно в этом. И в массе амбициозные людишки таковы.
"Мы почитаем всех нулями, а единицами себя" - давно Пушкиным сказано.
Tags: Роман Дорн, искусство, капитализм, коммунизм, психология
Subscribe

Posts from This Сommunity “Роман Дорн” Tag

Buy for 10 tokens
По-русски рубаху рванув на груди. Константин Симонов Г​***орок! Лучший мой друг! Маде ин, маде ин Екатеринбург. Сергей Чернусь Есть такое понятие "русский рок". Это что-то вроде Русского мира, но в части рок-музыки. Собственно, отличительной особенностью рок-музыки является ведущая…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 141 comments

Posts from This Сommunity “Роман Дорн” Tag