nipolin (nipolin) wrote in new_rabochy,
nipolin
nipolin
new_rabochy

Category:

Свободный труд - самонаёмный труд

Коллективизм основан на идее потребления. См. ПРОБЛЕМА КОММУНИЗМА https://new-rabochy.livejournal.com/986294.html
О конкуренции трудовых коллективов
https://new-rabochy.livejournal.com/994169.html
Предположим, что существует самоуправление трудовых коллективов. Будут ли они против сверхприбыли?
Партия когнитариата
https://new-rabochy.livejournal.com/1014153.html
Потребители против энтузиастов. Господствует мировоззрение потребления. Потребители за диктатуру потребления.


Труд как целесообразная деятельность есть насилие над животной основой человека. Но человек вынужден вступать в трудовые отношения, что заметил ещё Маркс полтора века назад. Естественно, если нужда отступает, то человек стремится избавиться от обязанности и ответственности, налагаемых сетью трудовых отношений. Поэтому обычный человек мечтает доработать до пенсии (или украсть миллион) и зажить как человек. Он не понимает того, что произошла инверсия понятий - как человек он ведёт себя когда трудится (или ворует, используя так или иначе трудовые отношения), а вне трудовых отношений он, в сущности, переходит к животному существованию.

В этом и состоит отчуждение труда, открытое Марксом, когда человек превращается в раба трудового процесса, раба трудовых отношений. Когда человек не может находить свободу в своей трудовой деятельности, что означает, он не может оставаться человеком и, поэтому, безуспешно ищет свободу вне трудовых отношений и неизбежно оказывается в сфере животной деятельности. В попытке уйти из сети трудовых отношений человек обращается к меновым отношениям, но в основе меновых отношений находятся трудовые отношения. Поэтому человек может освободиться от обязанностей и ответственности только вне трудового коллектива, вне общества, перейдя в животное состояние. Процессы одичания человека идут постоянно в любом обществе и принимают форму криминала, наркомании, бродяжничества и т.д.

В силу сказанного понятие свободный труд, казалось бы, есть логическая несуразица, оксюморон, сапоги всмятку. Люди творческих профессий занимаются свободным трудом, но в конце концов решение о том, что это был труд, а не свободное времяпрепровождение или игра, принимает общество, оценивая результаты такого свободного труда. Поэтому свободный труд требует предвидения будущих запросов общества, предвидения путей развития общества или конкретного трудового коллектива.

Роботизация позволяет избавиться от механического повторения действий и оставить время для решения нестандартных задач. Но есть другое препятствие для свободного труда. Оно заключается в разделении труда. Одни думают, другие принимают решение, третьи утверждают решение, а четвёртые доводят решение до работников и пятые контролируют их в ходе работы. Далее сама работа делится на отдельные виды. Отрицать разделение труда означает отрицать прогресс в производстве не только вещей, но и прогресс в производстве самого общества и в производстве человеческой личности. Ибо чем более разнообразен труд, тем больше возможностей для реализации потенциала развития человеческой личности.

Наконец, третьим препятствием для свободного труда является сам коллективный характер труда, ставящий деятельность каждого производителя в зависимость от коллег. Это не есть отчуждение труда, а более глубокая проблема социосферы в целом. Именно решение этой проблемы позволит провести идею свободного труда через указанные выше трудности - как через проблему разделения труда, так и через проблему отчуждения труда.

Свобода есть осознанная необходимость развития. Из осознания необходимости развития следует необходимость свободы для осознанного развития. Это потребует примата практики познания над общественной практикой. Поэтому свободный труд в социосфере будет возможен только после образования ноосферы и превращения в действительность идеи примата практики познания над общественной практикой. Однако свободный труд в социосфере будет оборотной стороной ноосферы, как социальное государство в империализме есть оборотная сторона коммунистического строя. Соответственно, также как империализм борется с коммунистическим строем, так и социосфера будет вынуждена бороться с ноосферой.

Коллективный характер труда (сеть трудовых отношений и иерархия этой сети) вступает в противоречие с целесообразным характером труда. Всякий труд в качестве целесообразной деятельности начинается с умственной деятельности, с целеполагания. Поэтому в основе всякого труда лежит абстрактное мышление. Но для того, чтобы труд стал свободным и в то же время целесообразным, освобождённым от иерархии трудовых отношений, абстрактное мышление должно быть упорядочено, что является необходимым условием ноосферы. В результате иерархия трудовых отношений (в форме коллективизма) будет подчинена иерархии познавательных отношений людей, то есть технократии.

ПРОЕКТ НООСФЕРА КАК УПОРЯДОЧИВАНИЕ
Tags: развитие
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • О дефиците

    Пришла вот в голову крамольная мысль. Ну, все помнят советский дефицит. То того нет, то другого, ужас-ужас-ужас. И все прекрасно знали, что виной…

  • Все познается в сравнении

    Что лучше - капитализм или социализм? Конечно, капитализм! А кто хуже - капиталисты или социалисты? Хм... Про социалистов ходил анекдот, мол…

  • Мы все - строители пирамид!

    Пришло в голову такое сравнение, по следам дискуссии у Майсуряна - зацепились опять со Спартако за социализм в Китае. Аписняю ему разницу между…

promo new_rabochy 09:29, yesterday 39
Buy for 10 tokens
Ленинград. Васильевский остров. 1983 г. Как известно, в бытность Юрия Андропова руководителем СССР завелись в стране строгие порядки. То прогульщиков в кинотеатрах ловили, то растрепали хлопковую «мафию» в Узбекистане, то разоблачали милиционеров — оборотней в погонах.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments