fredan1 (fredan1) wrote in new_rabochy,
fredan1
fredan1
new_rabochy

Category:

О "живом" и "мертвом" марксизме - 2

    "...Нельзя отрицать, что буржуазное общество вторично пережило свой шестнадцатый век, такой шестнадцатый век, который, я надеюсь, так же сведет его в могилу, как первый вызвал его к жизни. Действительная задача буржуазного общества состоит в создании мирового рынка, по крайней мере, в его общих чертах, и производства, покоящегося на базисе этого рынка. Поскольку земля кругла, то, по-видимому, с колонизацией Калифорнии и Австралии и открытием дверей Китая и Японии процесс этот завершен. Трудный вопрос заключается для нас в следующем: на континенте революция близка и примет сразу же социалистический характер. Но не будет ли она неизбежно подавлена в этом маленьком уголке, поскольку на неизмеримо большем пространстве буржуазное общество проделывает еще восходящее движение?"
    Этот удивительный абзац нельзя не повторить! Здесь в одном флаконе и когнитивный диссонанс и точка бифуркации. И всем этим экстримом Маркс делится со своим другом Энгельсом в письме от 8.10.58.

    Но вот тебе на! Да ведь этот же человек всего в январе того же года категорически изрек:
    “Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора…”
    А это в форме закона звучит уже “живой” марксизм. Естественные процессы на полдороге не останавливаются.
    Так, казалось бы, откуда вдруг сомнения?!
    На самом деле - всё чрезвычайно просто.
    “Деточкин любил детей!”.
    А Маркс любил политэкономию. И еще он любил революцию.
   Когда Карл занимается политэкономией, он работает в научном ключе. Основа - материализм. Метод - диалектика. Когда же выходит из темы, то полон ожидания мифической революции.
    В 1850 году, под воздействием бунтарской горячности, он пишет:
    "Кто же разрешает задачу рабочего? Никто. Разрешается она не во Франции, она здесь только провозглашается. Она нигде не может быть разрешена внутри национальных границ; война классов внутри французского общества превратится в мировую войну между нациями. Разрешение начнется лишь тогда, когда мировая война поставит пролетариат во главе нации, господствующей над мировым рынком, во главе Англии".
    Вот этот вздор - мировая война и пролетариат во главе Англии - идеологической колодкой будет до конца висеть на ногах Карла, отравляя жизнь “живому” марксизму.
    Нам сегодня гораздо легче. Мы уже знаем - как и все естественные процессы, развитие капитализма проходит через три фазы, три этапа. Мы понимаем, что во времена классиков буржуазная ОЭФ внедрилась всего лишь в пяти странах. В Нидерландах, Англии, Франции, США и Германии. Причем все они тогда проходили только свою первую, начальную ступень.
    Ныне же число таких государств подходит к сотне. А 15 из них продвинулись настолько мощно, что уже шагнули на вторую ступень. И этот победный марш капитализма по планете продолжается.
    Когда Маркс заныривает в науку, то в главе 24, п.7 “Капитала”, логично, шаг за шагом, выстраивает всю “биографию” капитализма от зарождения до момента, когда “экспроприаторов экспроприируют”. И вот на этом, последнем участке число “магнатов капитала… постоянно уменьшается”. Естественно! Ведь это - период активности закона централизации и концентрации капитала. Вот он - материалистический признак завершения буржуазной эпохи!
    А теперь спросим у журнала “Форбс”, сокращается или растет число магнатов сегодня, полтора столетия спустя?
    Количество же фирм, трестов, самих буржуа в ХІХ веке плодилось в геометрической прогрессии . Но Маркс, как ни в чем не бывало, продолжает подправлять Готскую программу, направленную уже завтра свергать капитализм. Потому что это - тема революции, его пассионарный “таракан”.
    И снова Маркс за “Капиталом”. Снова проблема предела развития капитализма.
    "В каждом данном обществе этот (крайний -- авт.) предел был бы достигнут лишь в тот момент, когда весь общественный капитал оказался бы соединенным в руках одного единственного капиталиста или одной-единственной компании капиталистов".
    И вы думаете, Карл в этот момент с криком “Эврика!” выбегает из дому? Ничуть не бывало!
    Он в упор не видит - этот указанный им предел не достигнут даже в тех трех странах, которые, по его мнению, уже созрели для прощания с капитализмом.
    А вот эту цитату, опять же из “Капитала”, мы предлагаем для самостоятельного анализа по вектору “Мертвый хватает живого”.
    "Для того, чтобы предмет нашего исследования был в его чистом виде, без мешающих побочных обстоятельств, мы должны весь торгующий мир рассматривать как одну нацию и предположить, что капиталистическое производство закрепилось повсеместно и овладело всеми отраслями производства".
    Если вы пришли к выводу о том, что Маркс допускает такое состояние всего мира только теоретически и никак не практически, то считайте - анализ удался! :-)
    Феномен классиков в том, что они открывали законы развития человеческого общества и сами же шарахались от их применения к существующей за окном реальности. Их пугала сама мысль о том, что свержение капитализма - дело далекого будущего. Их двоило на протяжении всей жизни. С того момента, когда они молодыми горячими парнями ринулись свергать буржуазный строй, и до конца так и не смогли избавиться от своей бунтарской составляющей.
    Но снова “Капитал”, и снова “живой” марксизм:
    “Развитие производительных сил общественного труда — это историческая задача и оправдание капитала. Именно этим он бессознательно создает материальные условия более высокой формы производства”.
    Так бунтари они или теоретики?
    И то, и другое вместе. Поэтому во всём творческом наследии классиков материализм густо перемешан с идеализмом.
    И наша задача - научиться отделять в их творчестве одно от другого.
                                                                                                                                                                                                                          Пчёлка, Бобер
Tags: коммунизм
Subscribe

promo new_rabochy 12:35, yesterday 56
Buy for 10 tokens
"Когда факты не нравятся, только и остается, что их отрицать" (C) У вас, господин mskolov не факты, у вас длинные тексты. Вы таки думаете, что размер имеет значение? Традиционное доказательство строится на аксиомах — утверждениях, которые доказательства не требуют. Вне математики роль…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 72 comments

Bestavsokolan

June 22 2021, 20:33:55 UTC 1 month ago

  • New comment
"... Естественно! Ведь это - период активности закона централизации и концентрации капитала. Вот он - материалистический признак завершения буржуазной эпохи!..." — Ха-Ха 3 раза.

Миллион раз уже писал здесь, что любой общественный строй — это способ координации общественного производства. Капитализм — это статистический (можете также назвать это асинхронный, рассредоточенный и т.п.) способ координации. Он возник как следствие усложнения хозяйственных взаимодействий. Никогда хозяйственный механизм уже не станет централизованным, точно так же как никогда синхронная коммутация (телефонная АТС) не сможет заменить десятки миллионов асинхронных коммутаторов, обеспечивающих работу глобальной системы связи — интернета. Один из таких коммутаторов стоит у вас дома. Вы называете его роутером.
Никогда не будет никакой централизации капитала. Никогда