vasiliev_vladim wrote in new_rabochy

Category:

«Избави мя отъ таких друзей, а съ врагами я и самъ справлюсь»

https://pbs.twimg.com/media/EwcrpCkXMAIo3KP.jpg:large
https://pbs.twimg.com/media/EwcrpCkXMAIo3KP.jpg:large

Экспресс-реплика (реплика сразу по прочтению) по поводу толкования А.Горцем и иже с ним одного из моментов учения Маркса о социальной материи, формах её исторического становления и функционирования в условиях самоотчуждения человека от своей человеческой природы вообще и в условиях капиталистической формы производства общественных индивидов, в особенности.

Vlad Bout (karlsonmarxx) опубликовал запись под названием «Андре Горц. Нематериальное».

В этой записи, немного сокращая, утверждается следующее:

«Уже Маркс считал, что знания (knowledge) должны стать «крупнейшей производительной силой» и важнейшим источником богатства. «Труд в его непосредственной форме», измеримый и оцениваемый количественно, должен перестать быть мерой созданного богатства. Богатство должно зависеть в меньшей степени от «рабочего времени и количества затраченного труда» и в большей — от «общего состояния науки и прогресса технологии» (с. 592). «Непосредственный труд и его количество [исчезают] как определяющий принцип производства», превращаясь все больше в «хотя и необходимый, но подчиненный момент по сравнению с общим научным трудом» (с. 587). «Процесс производства» уже нельзя понимать как «процесс труда». ...Появление свободного времени «для полного развития индивида» может «рассматриваться с точки зрения непосредственного процесса производства как производство постоянного капитала (capital fixe). Постоянным капиталом является в этом случае сам человек (capital fixe being man himself)» (с. 599). Идея «человеческого капитала» обнаруживается, таким образом, уже в рукописях 1857—1858 гг.»

У толкователя (Горца), текст которого вынесен в качестве записи «Андре Горц. Нематериальное» для обсуждения, есть изначальная неадекватность понимания учения Маркса.

Горц воспринимает, мыслит и толкует в качестве нематериального, как исключительно нематериальное то, что у Маркса и для Маркса есть  материальное (производительная способность человека = способность  человека к производству материальна точно так же, как и самое производство общественных индивидов).

В данном случае у Маркса речь идёт об опредмечивании знания, то есть общественного сознания, способом существования которого как раз и является знание, — об опремечивании зания в человеке, в его способности к производству и во всех иных условиях его производства, а также и о диалектически едином с этим процессом процессе распредмечивания этого прежде опредмеченного знания (сознания) в процессе производства общественных индивидов как сам этот процесс производства и как его (производства) продукты.

Речь по существу идёт о повышении социальной плотности или, говоря иначе, об уплотнении (действительном развитии) социальной материи — человека как родового существа, сущего никак иначе, кроме как множество (совокупность) единичных личностей, составляющих человечество.

И, стало быть, речь идёт об историческом развитии процесса производства общественных индивидов — о развитии человека как человека, то есть о движении человека посредством своей предыстории и от этой своей предыстории к своей подлинной истории и в свою подлинную историю.

Но Маркс в данном конкретном случае, как и всегда, пишет не вообще, а рассматривает вполне конкретные общественные условия, отношения и связи действительных общественных индивидов, и рассматривает эти конкретные общественные условия, отношения и связи, как и соответствующих общественных индивидов, в контексте и с точки зрения всего своего учения о человеке и его истории в их целом.

Маркс выделяет два рода производства общественных индивидов — производство материального богатства в форме предметов потребления (в производительном потреблении или потребительном производстве — это различение в данном отношении несущественно) и производство самого человека как общественного существа.

В условиях товарного производства и развитого товарного производства, то есть в условиях отчуждения производительной деятельности в превращённой форме труда, процесс производства есть также и процесс труда (диалектическое тождество с различием), и процесс отчуждения продуктов труда. 

Иными словами, совокупность всех этих общественных условий товарного производства и развитого товарного производства (совокупность условий экономической общественной формации) есть условие диалектического тождества процесса производства с процессом труда.

Способность человека к производительной деятельности лишь в условиях развитого товарного производства, абсолютно необходимыми предпосылками которого являются самоотчуждение человека от своей родовой природы, отчуждение производительной деятельности в превращённой форме труда и отчуждение продуктов этого труда в форме товаров (включая услуги и работы), является субстанцией, производящей новую и воспроизводящей прежде созданную стоимость в форме капитала.

Так вот стоимость рабочей силы совокупного рабочего, применяемой (рабочей силы) общественным капиталом, то есть функционирующая (процессирующая) стоимость рабочей силы (живой труд по величине своей стоимости) есть переменный капитал, в то время как процессирующая (= применяемая в процессе производства общественных индивидов) стоимость прежде овеществлённого (опредмеченного в вещах) труда (мёртвый труд) есть постоянный капитал.

Поэтому Маркс в рукописи замечает для себя (= для последующего развития, раскрытия) ещё один существенный, ставший обособленным от всех других моментов, момент процесса производства общественных индивидов в условиях самоотчуждения человека от своей родовой природы — производство человека в «свободное время».

Речь идёт о моменте производства общественных индивидов в условиях самоотчуждения и отчуждения, который есть превращённая форма производства человека в отличие от производства материального богатства.

Ибо другими превращёнными моментами этого рода производства общественных индивидов являются виды так называемого (в «истмате») «нематериального производства» — процесс труда в так называемых сферах образования, здравоохранения и культуры. 

Маркс вполне ясно и недвусмысленно пишет и доказывает, что производительным трудом для капиталиста (и капитала) является всякий труд, принсящий прибыль на применяемый этим трудом капитал. А посему и это так называемое «нематриальное производство» в условиях развитого товарного производства есть производство капиталистическое, то есть развитое товарное производство. И в нём, как и во всяком капиталистическом производстве, капитал делится на постоянный и переменный. 

Но что есть продукт капиталистического производства, если не капитал в его товарной форме? А что есть выпускник школы, Вуза, выписанный из больницы и т.п., если не продукт производства соответствующего капиталистического предприятия? А что есть предподаватель с этой точки зрения, если не средство производства, применяемое на данном предприятии?

Производимые системой профессионального образования потенциальные кадры для иных капиталистических предприятий и для предприятий профобразования, и для всех прочих предприятий суть товар, который одни производят для рынка и предлагают на рынке, а другие приобретают на рынке для последующего производительного потребления этого товара согласно его потребительной стоимости и меновой стоимости.

«Свободное время» индивидуума в этих условиях есть время потенциального и эвентуального самовоспроизводства (= самовозрастания) потребительной и меновой стоимостей этого индивидуума не как человека, но как эвентуального средства производства, а равно и как эвентуальной производительной силы (рабочей силы). Здесь — в этих условиях и при этих предпосылках — далектическое тождество индивидуума как переменного и постоянного капитала есть эмпирический факт буржуазной действительности.

Отождествляя переменный капитал с постоянным капиталом непосредственно, превращая непосредственно переменный капитал в постоянный капитал и, следовательно, вытесняюще замещая переменный капитал постоянный капиталом, то есть элиминируя все те  опосредствования, которые раскрываются в учении Маркса и учением Маркса, Горц и в этом отношении демонстрирует абсолютную недоступность его (Горца) восприятию и мышлению учения Маркса вообще. 

А, в особенности, он (Горц) демонстрирует абсолютную недоступность его восприятию и пониманию категорий общественной действительности (фактически процессирующих, а не составляющих весьма ограниченную объективную и субъективную реальность Горца и иже с ним буржуазного общественного сознания и буржуазной общественной практики).

В равной мере и тот «знаток марксизма» (Коряковцев), который рекомендовал труды Горца и иже с ним (см. ранее опубликованный список) в качестве трудов, замещающих развитие учение Маркса современной действительностью, абсолютно неадекватно воспринимает, мыслит и оценивает учение Маркса — точно так же, как и те, труды которых он рекомендовал вместо учения Маркса. «Сродное тянется к сродному» — так говорил ещё Платон.

Buy for 10 tokens
По-русски рубаху рванув на груди. Константин Симонов Г​***орок! Лучший мой друг! Маде ин, маде ин Екатеринбург. Сергей Чернусь Есть такое понятие "русский рок". Это что-то вроде Русского мира, но в части рок-музыки. Собственно, отличительной особенностью рок-музыки является ведущая…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.